Найти тему
Ольга Осипенко

Почему малышу бывает трудно заговорить

Оглавление
Дорогие родители, продолжаю делиться находками из книг, связанных с развитием речи ребёнка. Если вы помните нашу историю, то мне пришлось приложить усилия, чтобы запустить речь своего сына. Да и сейчас, в его почти три года, речь далека от хорошего произношения, даже по сравнению со сверстниками. Поэтому продолжаем работать.

Сегодня хочу рассказать про распространённые проблемы, почему бывает трудно заговорить. Использую материалы одной из любимых книг «Ступени общения: от года до семи лет», авторы Галигузова, Смирнова.

Итак, с чем может быть связана задержка речи, и как это исправить самим.

Как известно, бить тревогу стоит в 2-2,5 года, если ребёнок не произносит ни одного слова. Я бы, конечно, начала присматриваться к малышу и раньше, если к двум годам он не произносит хотя бы простейшие фразы типа «мама, дай» или «папа идет».

Поэтому и рассматривать будем детей именно этого возраста.

1. Ребёнок капризничает от того, что его не понимают. Или Задержка речи на стадии называния.

Ребёнок научился обозначать некоторые предметы словом, но в общении со взрослым он продолжает общаться мимикой и жестами. На таком этапе малыш может задержаться надолго. При этом его поведение сопровождается капризами, он выражает своё недовольство плачем и криками, когда его не понимают.

Например, девочка Люба в возрасте 2,5 лет нервничала часто, казалось бы без причины. Девочка не выполняла простые просьбы взрослых «иди сюда», «садись», что родители даже подумали о нарушениях слуха. Люба предпочитала играть одна, без привлечения взрослых, при этом игры ее были достаточно разнообразные, сюжетные (с куклами). При этом ее необычайно увлекали игры с названием предметов: ребёнок с удовольствием повторял слова за взрослым. В эти минуты у девочки улучшалось настроение. То есть, налицо потребность в речевом общении. Но родители мало общались с ребёнком и совсем не читали книг.

Что делать в таком случае:

  • Включить в предметные действия активную речь. То есть, сопровождать показ игрушек рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нем жить». И, конечно, сопровождать все эти рассказы эмоциями.
  • Чаще использовать фразу «давай вместе», включать ребёнка в какую-то совместную деятельность
  • В целом, как можно больше говорить и читать книги

2. Понимает маму по взгляду. Или Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослым.

Это тоже одна из проблем, которая связана с тем, что мама не включала «режим радио», то есть мало говорила с ребёнком. Тут ребёнок понимает маму с полуслова и взгляда, по улыбкам, объятиям. Соответсвенно, решение проблемы будет таким же, как и в пункте 1.

3. Слишком самостоятельные дети-тоже не очень хорошо. Ориентация на предметный мир может послужить причиной задержки речи.

Родителей радует, когда ребёнок подолгу играет один. Манипулирует с предметами, издаёт какие-то звуки. Мама может в это время заняться своими делами. Это, конечно, прекрасно, если не сопровождается задержкой речи.

Как понять, все ли в порядке с малышом.

Если у него что-то не получается, то он первым делом должен обратиться ко взрослому, выразить свой протест, позвать на помощь. А вот если ребёнок избегает контакта со взглядом взрослого и смотрит куда угодно, на игрушку, в пустоту-то это должно насторожить. Ещё не совсем норма, если ребёнок очень долго не отвлекается на окружающих его людей в процессе своей игры.

Что делать в таком случае:

  • Не следует окружать ребенка слишком большим количеством игрушек и оставлять одного на длительное время. С каждой новой игрушкой показывать все возможные действия, сопровождая рассказом. А также привлекать его к совместным играм. Обязательно оставить такие игрушки, как мячик, в которые лучше играть не в одиночку.
  • Конечно, сложно найти золотую середину. Слишком назойливое поведение детей, которые просят, чтобы с ними постоянно играли, тоже может нервировать родителей, так как они не всегда расположены к контактам. Но именно в описанном выше случае, нужно обязательно вернуться к совместным занятиям и эмоциональным контактам. Ласковое прикосновение, положительная оценка действий помогут малышу. Можно играть в обычное «ку-ку», «сороку-белобока» и другие малышковские игры.
  • Чтение красивых книг. Не жалеть книги с хорошими иллюстрациями до лучших времен, когда малыш подрастет. Чтение таких книг может стать для ребенка долгожданным событием.

Постепенно малыш научится вовлекать взрослых в совместную деятельность.

4. Задержкой в речи могут послужить «детские» слова.

Имеются ввиду и замены слов, и их сокращения. Например, "бу-бу", "лю-ка", "ня-ка". Тут один основной совет от специалистов - четко и ясно обращаться к ребенку, но добиваться от него четкого повторения довольно аккуратно, не заставляя. Нужно также набраться терпения, так как артикуляционный аппарат формируется долго. В норме некоторые дефекты произношения считаются допустимыми до 5 лет.

В заключение хочу сказать, что, как всегда, главное - чуткое наблюдение за ребенком, ведь никто лучше родителей не знает его характер, интересы. Поэтому какие-то универсальные рекомендации давать очень сложно.

Статьи по теме:

Игры и потешки для развития речи

Книги для детей 0-3 лет