Найти тему
Строительный мир

Проект небоскреба на Красной площади

Один из ярких архитекторов советской эпохи, Леонидов, оставил для потомков свою концепцию новой Москвы в виде проекта Дома Наркомтяжпрома. В это время Новая Республика стремилась к самоутверждению и поэтому тяготела к гигантомании. Естественно, это оставляло отпечаток на архитектурном творчестве зодчих того времени.

Конкурс, посвященный проекту Наркомтяжпрома, проходил в 1934 году. Большинство участников стремились создать монументальные грандиозные здания, мало задумываясь об их функциональности.

Здание Наркомтяжпрома, проект Ивана Фомина
Здание Наркомтяжпрома, проект Ивана Фомина

Леонидов тоже «заразился» общей идеей, но в отличие от других, он постарался грамотно и органично вписать новое здание в существующий архитектурный ансамбль Красной площади.

Идея Леонидова даже сейчас выглядит как нечто фантастическое. Его проект состоял из трех гигантских башен разной формы, соединенных переходами. Вид сверху выглядел как супрематическая иллюстрация, композиционным центром которой являются круг, квадрат и сложная геометрическая фигура в форме трилистника.

Главная башня в виде параллелепипеда состоит из двух визуально разделенных частей — внизу это ярко выраженный каркас, а сверху легкая, парящая конструкция из стеклянных кирпичей. Наружу вынесены ажурные декоративные элементы из металла.

Дом Наркомтяжпрома, проект Ивана Леонидова
Дом Наркомтяжпрома, проект Ивана Леонидова

Вторая башня выглядит как немного сжатый в середине упругий цилиндр и напоминает большую промышленную трубу. Леонидов решил сыграть на контрасте, выбрав совершенно разные силуэты.

Материалом для стен также должны были служить кирпичи из стекла, а дополнительным украшением стали бы выступы в форме раковин. В ночное время башня по замыслу освещалась изнутри. Зрелищная иллюминация — дополнительный прием, использованный Леонидовым в данном проекте.

Третий элемент композиции имеет строгие лаконичные фасады, которые уравновешивают декоративность двух предыдущих объектов. Каждая из башен уникальна по своему облику и конструкции. Это не случайно — архитектор хотел уравновесить современным зданием храм Василия Блаженного и другие существующие исторические постройки.

Общий вид в ансамбле Красной площади с домом Наркомтяжпрома по проекту Леонидова
Общий вид в ансамбле Красной площади с домом Наркомтяжпрома по проекту Леонидова

В единую композицию все три здания связывает массивный стилобат, который завершает архитектурное объединение двух площадей (Красной и Свердлова). В сторону первой направлены трибуны, а ко второй обращен объем зала.

Леонидов следует своему принципу и проектирует общее обновление центрального района столицы. В его концепцию включены Китай-город и Зарядье. Зарядье предстает в виде огромной зеленой зоны со старыми архитектурными памятниками, и объектами новой культуры.

Архитектор понимал, что любой новый объект будет выглядеть чужеродным пришельцем на улицах старого города. Именно поэтому он постарался воплотить свою идею в выбранной трактовке.

Для большей иллюстративности, проводя презентацию, Леонидов разместил свой проект на винтажной открытке XIX века. Не умаляя значение культурного наследия в виде архитектурных памятников, он считал, что новый объект должен стать доминантой Москвы.

Дом Наркомтяжпрома по проекту Леонидова, рисунок с храмом Василия Блаженного
Дом Наркомтяжпрома по проекту Леонидова, рисунок с храмом Василия Блаженного

Решая поставленную задачу — создание массивного административного здания в окружении Мавзолея, Кремля и Храма Василия Блаженного, зодчий стремился сохранить существующий ансамбль и расширить архитектурное пространство. Увеличив красную площадь, он задумывал реставрацию Китай-города, площади Свердлова, чтобы решить, таким образом, архитектурные проблемы центра.

В книге, посвященной творчеству зодчего, Селим Хан-Магомедов пишет, что концепция Леонидова отличается простотой и ясностью. Вместе с тем он успешно решает задачи, которые стоят перед архитектором (пространственные, стилевые, художественные). Используя простые формы, Леонидов сочетал их с куполами, сводами и цилиндрами, а затем обратил внимание на усложненные архитектурные объемы.

Уникальность Леонидова как архитектора заключается в его концепции. Он считал, что кривые линии будут использоваться в архитектуре будущего, и оказался совершенно прав. Его опыт использовали многие зарубежные зодчие XX века.

Три последних изображения — из книги Павел Александров, Селим Хан-Магомедов. Иван Леонидов. М., Стройиздат, 1971, 128 c.

Читайте: Город вокруг земного шара — интересная задумка советского архитектора