Найти тему
НУАР-NOIR

Некрополитен отечественного кино

Мрачное изображение метро в родном кинематографе

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Надо признать, что сугубо советское кино и западный кинематограф воспринимали метрополитен по-разному. В СССР видели торжество человеческого разума – самый красивый и комфортный вид транспорта. На Западе метро было своего рода метафорой царства мрака, Аида. Нечто мрачное и подземное (вспоминайте «Крип», «Поезд дальше не идет», «Полуночный экспресс»). В какой-то момент стало меняться восприятие и в отечественном кино.

Кадр из фильма "Прорыв" (1986)
Кадр из фильма "Прорыв" (1986)

Не будем говорить об отдельных жестоких сценах, что, например, можно обнаружить в ленте «Меня зовут Арлекино» (1988). Обратимся к тем фильмам, где «мрачное метро» играет важную, если не сказать, центральную роль. Формальный отсчет этих лент можно вести от фильма «Прорыв» (1986), который был поставлен как фильм-катастрофа и рассказывал о грандиозной аварии в ленинградском метро, которая (авария) превратила подземный переход в коварную ловушку. Фильм интересен ещё тем, что это была одна из первых крупных ролей Андрея Краско.

Афиша фильма "Убийство на Ждановской" (1992)
Афиша фильма "Убийство на Ждановской" (1992)

Затем был политический детектив «Убийство на Ждановской» (1992), который основываясь на реальных фактах уголовного дела, поведал в присущей для тех времен манере обличительную историю, как сотрудники милиции на транспорте в результате превышения служебных полномочий «отправили на небеса» офицера КГБ

Кадр из фильма "Научная секция пилотов" (1996)
Кадр из фильма "Научная секция пилотов" (1996)

Наиболее интересным экспериментом в сфере «раннего» российского кино, тем не менее, можно полагать фильм 1996 года «Научная секция пилотов». Его режиссером выступил известная ныне медийная персона: ведущий и актер – Андрей И. В основе сюжета этого фильма - действия одиночки, ставящего свой целью парализовать работу московского метрополитена. В данном случае метро сравнивается с кровеносной системой Москвы, а «злодей» - с вирусом. То есть маленький вирус может навредить большому организму

Кадр из фильма "Ночной дозор"  (2004)
Кадр из фильма "Ночной дозор" (2004)

В «Ночном дозоре» (2004) сцены в метрополитене, как бы показывают данный вид транспорта как некую пограничную среду, что позволяет обнаруживать «неявные проблемы». Здесь нет ни дня, ни ночи. Метро – это не поверхность, ни собственно глухое подземелье.

Кадр из фильма "Путевой обходчик" (2007)
Кадр из фильма "Путевой обходчик" (2007)

«Путевой обходчик» (2007) словно специально сделан так, будто бы западный сюжет перенесли в российские реалии. Незадачливые грабители решают укрыться в заброшенных ветках метро. Оказывается, что здесь обитают не только крысы и тараканы, но и очень злые персонажи, которым страсть как охота устроить охоту на незваных гостей.

Кадр из фильма "Фантом" (2011)
Кадр из фильма "Фантом" (2011)

Фильм «Фантом» (2011) сложно назвать сугубо российским, ибо он производился совместно с США. Но действия всё-таки происходит в Москве. Куда прибыли не только иностранные туристы, но и злокозненные пришельцы. Понятное дело, некоторое время приходится укрываться в подземных переходах, хотя это средство оказалось не слишком надежным.

Кадр из фильма "Метро" (2012)
Кадр из фильма "Метро" (2012)

Фильм «Метро» (2012) по большому счету является вольным ремейком «Прорыва», только действие перенесено из «советского Ленинграда» в «российскую Москву». Опять в центре рассказа проблема техногенных катастроф. Только на этот раз в недра метрополитена «норовит» прорваться Москва-река. Хотя в отличие от фильма 1986 года масштаб бедствия сделали грандиозным. Если не остановить «прорыв», то в тоннели может «ухнуть» большая часть столицы.

Кадр из фильма "Диггеры" (2016)
Кадр из фильма "Диггеры" (2016)

Неким апофеозом темы «мрачного метро» стал 2016 год. Именно тогда выходят сразу два фильма. Уже из названия ленты «Диггеры» следует, что действие большей части картины будет происходить под землей. Ночное метро – место, полное сумрачных тайн и пропавших людей, равно как составов, что мчатся мимо станций. Если вы вдруг решили узнать, что же здесь на самом деле происходит, то лучше собраться силами и мужеством.

Кадр из фильма "Он был его другом" (2016)
Кадр из фильма "Он был его другом" (2016)

А ещё есть отголоски метро в весьма необычном для российского кинематографа триллере «Он был его другом». Почти притча на тему генезиса серийщиков, равно как то, насколько опасно быть другом маньяка. Метро как метафора скрытых намерений

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару