Эту историю можно смело назвать «Невероятные приключения одного немца в России». Потому что даже товарищ Сухов, которого «мотало по свету белому от Амура до Туркестана» поразился бы тому как помотало по России одного немца по имени Ганс Манхарт.
Сначала ничего не предвещало больших приключений. Потому что Ганс родился и вырос в славном городе Вене и в 1914 году, когда ему исполнилось 18 лет, получил диплом железнодорожника. Но тут раздались выстрелы в Сараево и Ганс, как и многие молодые люди, оказался в армии. Надо было защищать просторы родной австровенгерщины, на которую надвигались орды злобных и некультурных казаков.
Манхарт, как технически грамотный специалист, попал в новый род войск – авиацию. И служил там до лета 1916 года, пока самолет, на котором он летал, не повредили. Пилот отправился на небеса, а Манхарт попал в плен к русским.
Есть легенда, что из плена он убегал аж три раза. Причем один раз его занесло в Архангельск. Там его поймали и отправили на строительство Мурманской железной дороги. Второй раз – поймали на границе с Норвегией, третий раз он умудрился добраться до границы с Персией. Странный какой-то выбор направлений для побега. Но то, что в итоге он оказался в Иркутске и там, на шахтах, связался с русскими политическими арестантами – это факт.
Русские политические арестанты (не будем вдаваться в то, какой они нации были на самом деле, для немецкого пленного они всё равно все были русскими) быстро распропагандировали молодого немца и тот поверил в светлое будущее на всем земном шаре и скорую мировую революцию.
В октябре 1917 года иркутские «товарищи» отправили молодого немца в Петроград в качестве представителя «революционных немецких военнопленных». Там он вместо всяких собраний и прочей мути, записался в один из рабочих отрядов и поучаствовал в мероприятии под названием «штурм Зимнего дворца». Дальше несколько раз стоял в карауле в Смольном, видел Ленина.
В декабре 1917 года… опять оказался в районе Иркутска, который как раз собирались штурмовать, так как его захватили мятежники. Во время штурма ему довелось командовать батареями тяжелых гаубиц.
После этого вместе с еще одним немцем – Лихтенауэром построили два бронепоезда. Причем первый бронепоезд очень быстро оказался у белочехов. Поэтому второй «слепили из того что было», то есть из подручных средств в минимальные сроки. Назвали его «Защита трудового народа».
Вишенкой на торте в тех событиях является то, что первый бронепоезд, попавший к белым, красные партизаны подорвали под руководством Манхарта. В лоб бронепоезду загнали мотодрезину, на которую погрузили полтонны динамита.
Вы думаете это все его приключения в Гражданскую войну? Ничего подобного.
Он гонялся за анархистами, укравшими часть золотого запаса. И, что характерно, смог его отбить.
Потом, когда пришлось отступать из Благовещенска, командовал речным транспортом.
Угодил в плен к Семенову, где ему досталось по полной программе. Правда, в расход отправить не успели. По требованию Красного Креста был переведен в японский лагерь для военнопленных (напомню, что японцы в Первой Мировой воевали против Германии). Умудрился бежать, после чего сначала командовал партизанским отрядом из китайцев, пока не соединился с красными партизанами.
В «Волочаевские дни», про которые поется в одной широко известной в советские времена песне, командовал бронепоездом. А Гражданскую войну закончил во Владивостоке, где во время парада ему доверили нести знамя, под которым воевали венгерские и немецкие интернационалисты.
Гражданская война закончилась. А Манхарт так и остался на Дальнем Востоке. Там он создал первую в тех краях МТС. Причем на МТС имелась своя электростанция и радиоузел. В Серышево, где теперь в музее висит его фотография он руководил строительством литейного цеха. В цеху в дальнейшем делали тракторные катки.
Он не попал под репрессии 20-30-х годов и не был отправлен в Германию или еще куда. Даже не знаю, удивляться этому или ответственные товарищи везде были разными. Но в результате во время Великой Отечественной войны он хоть на фронте и не дрался, зато тыл укреплял достойно. В общей сложности отремонтировал и собрал с нуля три десятка тракторов.
В 1958 году его уговорили перебраться с Дальнего Востока в ГДР, где надо было укреплять партактив. Он переехал вместе с семьей. Сын поступил в университет, там познакомился с молодежью, рассказавшей, что на Западе – лучше. Сынуля отправился к отцу, после чего тот пошел в местный райком и сказал, что командовать рабочей дружиной, отвечающей за порядок в одном из районов Берлина, теперь будет он – суровый 65-летний коммунист с Дальнего Востока. И быстро навел орднунг и порядок, переловил всех провокаторов и шпионов в районе.
В 1965 году 69-летний Ганс готовился пройти с красным знаменем по Берлину в честь 50-летия Октябрьской революции. К тому моменту в анамнезе был перенесенный инфаркт. Но боевой дед ходил на все репетиции и готовился к важному празднику.
2 ноября про него написала главная газета СССР – «Правда». Небольшая заметка коротко поведала о его приключениях в Гражданскую войну. А на демонстрацию в честь 50-летия революции он уже не попал. На следующий день после выхода заметки не проснулся. Ушел в закат.
Так и остался крепким и несгибаемым революционером. И вот так почитаешь про его приключения и подумаешь - елки-палки, какой бы блокбастер получился, если показать, как судьба помотала этого крепкого Ганса по всему миру.
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.