Опять хочется говорить о старом кино, уж извините. В принципе, это не так уж и позорно, я считаю. Одно дело, когда вдруг видишь фильм, который смотрел когда-то в детстве, и внутренне ностальгически хлюпаешь носом от умиления, и совсем другое, когда ты уже большой мальчик, вырос, и вдруг сталкиваешься с тем, что играло когда-то значительную роль в массовой культуре, но в силу твоего возраста прошло мимо тебя. Особенно проникаешься, когда представляешь контекст, политическую и социальную ситуацию того времени. В общем, кино - это, конечно, средство развлечения, но развлечения ведь тоже бывают разные, кто-то бухает, а кто-то, например, перечитывает Достоевского, и я не себя любимого имею в виду, не такой уж горький я пропойца, но, кстати, знаменитое пятикнижие Фёдора Михайловича сейчас как раз собираюсь перечесть.
Сегодня советую вам посмотреть фильм 1982 года, режиссера Майка Райделла "Река". Главные роли в нём играют молодые Мэл Гибсон и Сисси Спейсек, причём последняя вполне заслуженно получила за эту работу премию "Оскар". Одна только сцена под молотилкой чего стоит. А премия "Оскар" сорок лет назад была не то, что премия "Оскар" сегодня, как и Америка тогда совсем не была похожа на Америку, от которой мы сейчас круглосуточно вздрагиваем. Тогда было что? Был в США экономический кризис, взлетели ставки по кредитам, от этого взвыли фермеры, сократилось производство, рабочие оказались на улице - словом, ровно то, что происходит в фильме "Река".
Фермер Том Гарви - упрямый парень, он не привык просить у кого-либо помощи. Но когда река, рядом с которой стоит его ферма, вышла из берегов, он вынужден был идти в банк за дополнительным кредитом. А в банке до этого уже побывал Джо Уэйд, местный богатей, который бредит идеей построить на реке плотину с электростанцией и окончательно затопить долину. Поэтому он рекомендует банкирам не выдавать фермерам кредитов, а самим фермерам рассылает письма с предложением скупить их земли за гроши. К тому же этот Уэйд неровно дышит к жене Тома - Мэй.
Та, конечно, устала выживать на ферме, где то наводнение, то неурожай, то падёж скота - и просвета не видно. В сельской жизни вообще с просветами не очень, там у людей вырабатывается особый, эсхатологический образ мыслей, когда надеешься, конечно, на лучшее, но также точно знаешь, что все под богом ходим, жизнь конечна и трудна. И должна быть трудна, это нормально. К тому же Мэй очень любит своего мужа Тома, а тот упёрся: не отдам ферму и всё.
Денег нет, они вынуждены ехать на аукцион, где хозяева окрестных ферм за десятую часть стоимости распродают сельхозтехнику, одежду, да всё, что имеет хоть какую-то ценность. В один прекрасный день Том вынужден даже уехать в город, устроиться по знакомству на завод - хоть что-то заработать, чтоб дотянуть до нового урожая. И только когда приехал на этот самый завод, понял, что он записался в штрейкбрехеры, потому что заводские рабочие устроили забастовку, и хозяева набрали вот таких, как Том, за копейки, чтоб не останавливать домну. То есть он отобрал работу, а значит, и кусок хлеба у какой-то семьи... Потом он вернётся домой, чтобы снова столкнуться с Уэйдом, и конечно, с рекой, которая опять выйдет из берегов.
Я не утверждаю, что историю, жизнь чужой, да и своей тоже, страны - можно изучать по кинофильмам. Но фильм "Река" был создан в те времена, когда никто не знал о таких понятиях как "постправда", "новая норма" - медиа ещё не были так вездесущи, и лжи в них было меньше, а правды больше, и прежде всего в деталях. Так что если и был в фильме "Река" какой-то заказ на мочилово того или иного явления или политического лидера, то этот заказ очень сложно определяется, не просматривается. В пику Рейгану что ли сняли этот фильм? Если и так, то как-то беззубо, тем более по нынешним временам - там вообще ни слова о политике.
Общее ощущение депрессии есть, да, но обвинения звучат не в адрес властей, а в адрес вполне конкретного злодея, который стремится достичь своих целей за счёт несчастья других. Фильм же не о кредитах, не о безработице, хотя и о них тоже, конечно. Но прежде всего он о людях, которые держатся за своё, пусть даже из последних сил. Можно называть их консерваторами, отсталыми реднеками, которые сопротивляются прогрессу, но в чём уж точно их нельзя обвинить, так это в том, что они бездельники, они тяжело работают всю свою жизнь, а значит, заслужили, чтобы о них рассказали как минимум с уважением. Именно так, с уважением, а также с сочувствием и состраданием рассказал о них режиссёр фильма "Река" Майк Райделл.