Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: STATIC-X - Project: Regeneration, Vol. 1 (2020)

"Project Regeneration Vol. 1" является одним из тех альбомов, история которого оказывается гораздо интереснее чем, собственно, сам альбом. Static-X вообще являются группой, прославившейся исключительно за счёт своего дебютного творения, в то время как все последующие их работы досконально известны лишь их преданным фанатам. При этом нельзя утверждать, что Уэйн Статик и компания просто-напросто копировали свои ранние наработки - к их чести, они всегда варьировали своё звучание и пытались привнести в него новые элементы. Такой подход не всегда срабатывал, и многие альбомы группы получали достаточно негативные отзывы от критиков, а некоторые и подавно называют их "группой одного альбома", но музыканты всё же смогли заработать себе культовый статус как на альтернативной, так и на индастриал-сцене. Так что когда Уэйн Статик умер от передоза наркотиками и алкоголем в 2014 году, это трагичное событие получило достаточно широкий резонанс в музыкальной общественности. К тому же давайте признаемся честно, мои дорогие рокеры и металлисты: пара-тройка их песен нравится даже самым упёртым жанровым пуристам.


Однако самое интересное началось именно после смерти Уэйна, - выяснилось, что незадолго до своей кончины он работал над демо-записями для очередного номерного альбома Static-X. Более того, он даже успел отправить эти наработки своему продюсеру, который также состоит в дружеских отношениях с Тони Кампосом, басистом группы. Так что когда тело Уэйна было уложено в гроб, продюсер решил, что не стоит терять из виду потенциальный заработок, а потому быстренько созвонился с Тони и заявил ему, что у него в загашнике есть полноценный материал для нового альбома проекта. У Кампоса же было гораздо больше такта (как видимо, именно поэтому он по профессии музыкант, а не продюсер), а потому он решил, что ещё слишком рано ворошить прошлое и тем самым бесчестить наследие самого Статика. К демо-записям он вернулся лишь в 2016 году, а в довесок к этому обнаружил ещё несколько незавершённых треков, многие из которых предназначались для альбома "Start A War". Так что вопрос о новом альбоме Static-X оказался преднамеренно решённым.

Исходно планировалось записать нечто вроде студийного трибьюта Уэйну - с приглашением сторонних вокалистов и музыкантов (примерно как сделали Suicide Silence на своём концертном альбоме "Ending Is The Beginning: The Mitch Lucker Memorial Show"), только вот в 2019 году выяснилось, что Тони обнаружил ещё целый ворох демо-записей с изолированными вокальными дорожками самого Статика. Конечно, их не хватало для записи полноформатного альбома, но им тут же был избран новый подход. Среди всех гостевых вокалистов был сохранён лишь Эл Йоргенсен (Ministry, Revolting Cocks, Skinny Puppy и иже с ними), а в качестве нового лид-певца был приглашён некто Xer0 - личность неизвестная и таинственная. Более того, Кампосу удалось собрать вокруг себя классический состав Static-X, задействованный в своё время на "Wisconsin Death Trip". Казалось бы - всё! - звёзды сошлись, карты легли на место, кости брошены, можно выпускать полноценный альбом. Но не тут-то было!

Как чёрт из табакерки перед Static-X выскочил гитарист Трипп Эйзен, который был участником проекта с 2000 по 2005 год. Он гордо взмахнул своими немытыми дредами и заявил, что он был одним из тех, кто помогал Уэйну в написании песен для альбома "Start A War", а, соответственно, используемые коллективом демо-записи содержат его партии, которые являются его интеллектуальной собственностью. Более того, он обвинил музыкантов в том, что они намеренно видоизменили некоторых гитарные линии, чтобы не платить ему авторские отчисления. В связи с этим уже готовый альбом был в очередной раз задержан, а Static-X вступили с Эйзеном в судебные разбирательства, закончившиеся определённой победой Триппа. В своём Инстаграмме группа призналась, что использовала его гитарные партии, но только для песен, которые были написаны ещё во времена здравия Уэйна: мол, новые песни, записанные специально для "Project: Regeneration, Vol. 1" являются сугубо оригинальными творениями. В итоге Эйзен был упомянут в качестве соавтора трёх треков, но даже это не удовлетворило самоназванного борца за справедливость: он продолжил публичные заявления, утверждающие, что даже новые песни на альбоме, такие как "My Destruction", используют его персональные композиционные сочинения. Но судебное разбирательство было уже закрыто, на дворе стоял 2020 год, а альбом уже успел залежаться на полке.

А тут внезапно по миру вдарила пандемия. Очередная задержка (на этот раз производственная) привела к тому, что релиз "Project: Regeneration, Vol. 1" был задержан ещё на несколько месяцев. В итоге альбом увидел свет в Июле 2020 года, и с тех пор злоключения Static-X вроде бы как закончились. Такая вот интригующая и загадочная история: потерянные демо-записи, судебные разбирательства, загадочные вокалисты и постоянные задержки... пошло ли всё это альбому на пользу?

Интересно то, что всё это никак на нём не отразилось: если бы я не знал о смерти Уэйна, то я бы ни за что в жизни не догадался, что в Static-X что-то поменялось. Пластинка звучит настолько типично для этой группы, насколько это вообще возможно себе представить. С другой стороны, лично я сомневаюсь, что фанаты коллектива восприняли бы какой-либо иной подход к его сотворению. Гораздо хуже было бы, если Тони и компания записали бы нечто абсолютно отличающееся от раннего творчества группы и всё-равно сохранили бы название Static-X. Несомненно, в альбом было вложено много стараний и любви, а потому его можно назвать настоящим трибьютом покойному Уэйну Статику. Однако я предлагаю вам взглянуть на "Project: Regeneration, Vol. 1" не с позиции ностальгии и уважения к усопшему, а с точки зрения временной перспективы. Ведь пройдут года, вся вышеописанная история забудется и новоиспечённые фанаты рок-музыки будут воспринимать альбом не как посвящение основоположнику Static-X, а просто как очередную студийную запись группы. Пройдёт ли она это испытание временем?

Вряд ли.

В большинстве своём альбом переполнен достаточно серыми и быстрозабывающимися номерами, которые никогда не станут классикой группы. Пожалуй есть причина, почему у Уэйна осталось так много незавершённых песен для "Start A War" - он понимал, что они не выдерживают нужный уровень качества и песнетворества. Так что когда Тони взял их и переделал в полноценные песни, то получился достаточно средненький материал, который может и "качает", но не запоминается. Особенно это касается "Bring You Down" и "Dead Souls", которые гораздо лучше подошли бы для би-сайдов, а не для полноформатного альбома-трибьюта. Даже те песни, которые оказхываются действительно выразительными, тоже имеют свои проблемы: "Terminator Oscillator" фактически является переработкой уже выпущенной группой песни "Dirthouse" (припев просто идентичен), а упомянутая выше "My Destruction" кажется слепленной их нескольких песенных кусков - как какой-то монстр Франкенштейна.

Конечно, верные поклонники Static-X найдут здесь для себя много новых фаворитов, и я готов признать, что альбом изобилует удачными моментами и решениями, но общее впечатление от пластинки оказывается каким-то трагикомичным. Будто у музыкантов в руках были все козыри, но они каким-то образом всё-равно умудрились проиграть партию: хотя бы из-за того, что большинство мелодий оказывается абсолютно невыразительными или вторичными. Однако стоит отдать должное таинственному Xer0, чей вокал отличить от Уэйновского сможет лишь самый настоящий пурист творчества Static-X.

"Project: Regeneration, Vol. 1" - запись исключительно своего времени: сейчас её хвалят за проявление уважения к умершему Статику, но в будущем она вряд ли пройдёт испытание временем. И есть у меня предположение, что выпуск второй части дилогии столкнётся с ещё большим количеством производственных проблем...