В народе техминимум известен как ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе.
Федеральный закон 196-Ф3 (п.2 ст. 20) говорит о том, что юридические лица и ИП обязаны «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям» и «создавать условия для повышения квалификации водителей». Под эти требования подходят юридические лица и ИП, которые:
✔ осуществляют коммерческие перевозки (по договорам перевозки или фрахтования);
✔ перевозят пассажиров или грузы в автобусах или грузовых автомобилях для собственных нужд.
Как видим, исключение здесь только одно: предприятия, использующие легковые автомобили для собственных нужд. Все остальные работодатели обязаны заботиться о повышении квалификации своих водителей.
О том, что повышение квалификации водителей должно быть ежегодным, говорят 2 документа:
- РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (1986 г.).
- РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций», (2001 г.).
Можно ли отменить техминимум для водителей?
В марте этого года Минтранс опубликовал свое Письмо от 12.03.20 N Д3-511-ПГ, которое вызывало бурное обсуждение. Многие поняли так, что обязательная сдача техминимума для большей части водителей отменяется.
Действительно, в Письме сообщается, что обязательное повышение квалификации необходимо для тех водителей, которые:
✔ перевозят пассажиры и грузы в международном сообщении,
✔ перевозят опасные грузы,
✔ водят автомобили, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов: скорая помощь, полиция, аварийно-спасательные службы и т.п.
Про остальных водителей сказано, что они могут, но не обязаны повышать свою квалификацию, то есть вопрос отдается на волю руководителей предприятий. То есть, ежегодная 20-часовая программа для водителей преподносится как необязательная.
На деле всё гораздо сложнее. Ведь Письмо Минтранса не имеет законодательного статуса. При этом оба РД, которые регламентируют обязательность техминимума для водителей, действуют.
Да, в Письме есть оговорка, что они «не зарегистрированы в Минюсте» — но на самом деле она ровно ничего не значит. Нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. То есть, эти РД и не надо регистрировать, это вполне действующие нормативные правовые акты. Это подтверждается и судебной практикой.
Никто не отменял и тот же закон 196-ФЗ «О БДД», по которому юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей. Практика показывает, что проверяющими и судами эта формулировка часто толкуется именно как предписывающая обеспечить это повышение квалификации.
Пример.
Полтора года назад в Сулейман-Стальском районном суде (это Республика Дагестан) рассматривалось дело N 12-68/2018.
При проверке одной из школ инспектор местной ГАДН выявил два нарушения: 1) ответственный за БДД не имел аттестации, 2) не проводились ежегодные занятия по повышению квалификации водителей. Руководство школы оштрафовали на 100 тысяч рублей — указав, в том числе, как раз на 196-ФЗ и необходимость «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям»
Директор школы подавал апелляцию, жалуясь на то, что школа — это не перевозчик, никакого административного правонарушения они не совершили, и у них нет денег платить такой огромный штраф.
Апелляция дала результат, в том смысле, что суд над ними сжалился и на первый раз штраф заменил предупреждением. Но подчеркнул, что правонарушение всё же было совершено (Решение от 25 декабря 2018 г. по делу N 12-68/2018).
То есть, если инспектор придет к ним с проверкой еще раз, и водитель опять не будет иметь удостоверение о прохождении техминимума — штрафа не избежать.
Так проходить ли техминимум?
Ситуация с законодательными актами в отношении техминимума не совсем понятная. Но поэтому-то безопаснее все-таки обучать водителей: пока нет внятного закона на эту тему, лучше подстраховаться, чтобы не дрожать при проверках.
Кроме того, регулярное повышение квалификации водителей — это и требование рынка. Многие крупные заказчики, а также государственные и муниципальные, работают только с теми организациями, где водители проходят техминимум.
Допустим, компания планирует войти в сеть муниципального транспорта, заниматься пассажирскими перевозками — и участвует в соответствующем конкурсе. Как показывает практика — муниципалитеты при этом ставят условие: все водители должны иметь свидетельство о 20-часовом обучении. Газпром, Роснефть и прочие крупные работодатели тоже часто указывают удостоверение о техминимуме как обязательное условие для трудоустройства.
Поэтому ежегодный техминимум для водителей пока остается с нами. Что будет дальше? Поживем — увидим.