Ситуация: На каждом рабочем месте возникают конфликтные ситуации на работе, а именно: какое-то недопонимание с сотрудниками по рабочим процессам. Мне кажется, что я всё делаю правильно, но понимаю, что это повторяется, поэтому что-то я делаю не так.
Далее мы рассмотрим с вами этот запрос через системное знание и инструменты:
1. Недопонимания — это эмерджентная характеристика системы : Я + Работа
В линейном мышлении, чаще всего мы погружаем проблему в себя (я виноват, я такой) или в мир (тимлид мудак, там работа такая). В Системном понимании мира стоит смотреть не на элементы, а на их работу, на процессы которые проходят между ними, связи. Подробнее тут.
Посмотрим еще через один важный концепт, который помогает избавиться от туннельного зрения и рассмотреть проблему с разных сторон, собрать разные точки зрения и получить больше информации.
2. POV (point of view)
POV у всех разный, каждый видит предмет с разной стороны, взять ручку, с одной стороны это линия, с другой стороны это точка или круг. И все будут придерживаться той версии, которую увидели, почувствовали.
Все способы действия — по сути подкрепление вашего POV. POV вызывает поиск информации и контекстов, подтверждающих вашу позицию. Чем больше такая петля закручена, тем больше ваш POV становится самым правильным и «железобетонным».
Примеры таких петель мы анализировали здесь.
Почему это важно и почему это повторяется?
Возможно, это модель поведения, «выбранная» с учетом времени (сработала один раз с сильным подкреплением), через которую вы получаете нужную эмоцию после совершения конфликтных ситуаций, на что похоже это эмоция. Как её можно получить другим путем?)
Ниже пример такой петли:
Утрированный пример. Эту петлю мы тоже рассмотрели в статье «Поверить во все».
Какие события повторяются?
В какой последовательности?
Как они образуют цикл (примерно как в случае с феминизмом)?
С чего я начинаю и к чему прихожу?
Один из вариантов того, как может быть организовано «непонимание» в коммуникации с другими людьми:
3. Баги в коммуникациях
Когда мы передаем информацию другому человеку не факт, что он получил ту же «картинку», он пропустил вашу информацию через свой POV.
То, что мы слышим, видим — мы пропускаем через себя, через наши органы восприятия (глаза, уши, нос, мозг). И на каждом этапе есть потери информации.
Вы не получаете 100% картину мира, что вам поведал собеседник, вы лишь фокусируетесь на какой-то части. И самое главное — только эту часть интерпретируете.
Поэтому стоит учитывать — а то ли я услышал, почему из всего сказанного я уловил только эту часть. Я интерпретировал это так или намешал кучу «своего»?
Например, попробуйте после того, как дали задание, попросить описать задачу, которую вы дали. Этот прием даст вам пищу для размышлений и понимания в какую сторону корректировать себя и собеседника в будущем.
Либо вы пишите свое видение и те, с кем у вас недопонимание, пишут свое видение. Дальше вы сравниваете. На этом стыке чаще всего происходит получение новой информации, которая ускользала от обоих.
Важное замечание — перед применением нужно открыться и честно признать свои намерения, что вы хотите разобраться без агрессии, злости и вины.
4. Работа над своей частью
Так же в системе я + работа вы можете работать над своей частью.
Задайте себе фрейм, что в качестве эксперимента вы попробуете вести и реагировать не как обычно, а иначе, и действовать по-другому в течение 4 недель.
Так вы дадите сигнал другому элементу, что с вами прошлая коммуникация не получается и ему предлагаете взаимодействовать по-новому. Он считывает это не на словах, а на ваших действиях и реакциях.
Здесь важно иметь запас сил и не дать привычную реакцию, иначе другой элемент коммуникации поймет, что на словах вы может и хотите что-то изменить, но на деле все осталось так же, и тогда усилия ни к чему не приведут.
Почему 4 недели? Это время для задержки обратной связи — новой связи нужно подстроится под новый виток общения, а это требует времени, больше или меньше в зависимости от времени отношений (год, 10 лет и т.д.).
Что делать?
1. Определить проблему. Чтобы понять как действовать и реагировать, нужно иначе описать текущий паттерн.
Например, при устройстве на разные работы запускается такой механизм, вы уже узнаете, что с 1 человеком в компании у вас будут терки, возможно все они чем-то похожи на друг друга.
Узнавание контекстов приводит к одной и той же реакции (недопонимание) — работа с ментальной моделью. Получить новое описание из 1-3 пунктов.
2. Описание.
— Описать процессуально или по шагам, если сложно, что происходит до, во время и после «недопонимания».
— Из описанного стоит рассмотреть, что является триггером, где механизм начинает запуск, почему я начинаю так реагировать.
— Описать альтернативные варианты поведения, реагирования, действия, которые удобны мне и не заденут оппонента, хватит ли у меня ментальных запасов так действовать и удерживать сложность новой модели поведения.
3. Отслеживание ОС.
Далее стоит действовать и следить за системой, как она реагирует, как вы реагируете в ней и со временем делать корректировки в плане. В этом случае помогает завести журнал и описывать по истечению дня результаты по работе системы. Из журнала вам будет виднее, как происходило изменение и где, стоит что-то изменить.
Резюме:
Если менять отношения с человеком (внутри системы «я + человек», «я + работа»), то на это нужно собрать и описать свой POV и оппонента, нужно время (задержка обратной связи), другие действия (а не слова) и силы (запасы) на то, чтобы это время выдержать, пока сигнал не пройдет по всей системе и коммуникация изменится.
Если у вас есть какая-то проблема или, наоборот, все хорошо, но что-то не так или хотели бы улучшить себя, то мы приглашаем вас к себе на консультацию за изменениями.
Больше материалов по системному мышлению в нашем блоге и tg-канале, а также на наших открытых лекциях CМ-talks (скоро)
______________
Текст: Александр Немиров