Найти в Дзене

Почему моторы MPI не сдаются без боя

Надпись MPI, которую можно увидеть на корме авто или на крышке двигателя, представляет собой аббревиатуру от Multi Point Injection, что на русскоязычном техническом лексиконе обозначает систему питания с многоточечным или, как ее называют чаще всего, распределенным впрыском топлива.

-2

Кроме такой системы питания бензиновые моторы оснащаются карбюраторами, моновпрыском либо прямым (непосредственным) впрыском. Правда, карбюраторы и моновпрыск вживую встречаются лишь на очень старых автомобилях. Современные двигатели оборудуются только распределенным или прямым впрыском.

Не секрет, почему карбюраторы и моновпрыск получили отставку. Невысокая точность дозирования топлива, неспособность равномерно распределять горючую смесь по отдельным цилиндрам, создание значительного сопротивления на впуске вели к повышенному расходу топлива и увеличенному выбросу вредных веществ в окружающую среду.

-3

Эту же судьбу предвещали и распределенному впрыску после того, как в 1995-1997 годах Mitsubishi приступила к массовому производству моторов GDI (Gasoline Direct Injection) с прямым впрыском, а затем аналогичные двигатели представили другие автомобильные компании. И хотя в отличие от обозначения MPI, которое не было никем запатентовано и являлось общепринятым для бензиновых моторов с распределенным впрыском топлива, в случае с прямым впрыском помечали такие двигатели каждый во что горазд, сути дела это не меняло.

-4

Будь это Mitsubishi GDI, Peugeot HPi, Renault IDE, Volkswagen FSI, Mercedes-Benz CGI и так далее, везде при прямом впрыске бензин подается непосредственно в камеру сгорания цилиндра…

-5

…в то время как в моторах MPI форсунки распыляют бензин во впускной коллектор.

-6

Двигатели с прямым впрыском демонстрировали сниженный на 20-25% расход топлива и при этом позволяли снимать с такого же рабочего объема на 10% больше мощности, чем в моторах MPI. Это объясняет, почему пошли разговоры, что распределенный впрыск должен повторить судьбу карбюратора и моновпрыска.

-7

Однако минула четверть века с момента дебюта GDI, а MPI живее всех живых! Его не только продолжают выпускать – появились моторы, в которых распределенный впрыск работает с прямым впрыском в одной связке. Пример тому – 1.8 TFSI (заводские коды CJEB, CJSA, CJSB) и 2.0 TFSI (CNCB, CNCD, CJXC) концерна Volkswagen, составляющие семейство ЕА888 третьего поколения, где используются сразу обе системы питания – и FSI, и MPI. Почему же MPI до сих пор не уходит со сцены?

-8

Первая причина – простота конструкции. Результат сгорания зависит от того, насколько качественно была приготовления горючая смесь. При прямом впрыске на испарение бензина и перемешивание его паров с воздухом отводится примерно в 10 раз меньше времени, чем когда бензин распыляется во впускной коллектор, а в цилиндры поступает уже в смеси с воздухом после того, как открылись впускные клапана. Ради качественного смесеобразования моторы с прямым впрыском приходится оснащать форсунками, напоминающими дизельные, топливными насосами высокого давления, придавать днищам поршней сложный профиль, делать впускные каналы винтовыми и оснащать их заслонками, закрывающимися или открывающимися в зависимости от режима работы двигателя.

-9

И это еще не все усложнения конструкции и электронного управления, в которых моторы MPI не нуждаются вовсе. А сложности не дружат с себестоимостью изготовления, делают двигатель более требовательным к грамотной эксплуатации. Поэтому модели, где низкая цена как при покупке, так и при обслуживании является одним из главных побудительных мотивов для покупки дают распределенному впрыску хороший шанс на выживание.

-10

Кроме того у прямого впрыска не все гладко с содержанием вредных компонентов в выхлопных газах. Камень преткновения – выброс сажи, по которому моторы с прямым впрыском в силу особенностей смесеобразования и сгорания оказались достойными конкурентами дизелям. В 2017 году вступили начали действовать экологическиенормы, ужавшие для бензиновых двигателей предельное значение количества твердых частиц в 10 раз по сравнению с редакцией стандарта 2014 года. Итог - бензиновые моторы с прямым впрыском без сажевого фильтра обойтись не смогут, как лет 10 назад без них не смогли обойтись дизели.

И это также дает двигателям MPI шанс на выживание, поскольку с сажей у них все в порядке, с окислами азота – тоже, а повышенное содержание в выхлопе угарного газа и углеводородов пока еще не регламентируется настолько жестко, чтобы с ним не справлялись обычные каталитические нейтрализаторы.

Фото автора и из открытых источников