Какое-то время назад в посёлке Ранцево Кувшиновского района Тверской области я обнаружил маленький железнодорожный разъезд. Казалось бы, ничего такого, но он оказался каким-то удивительно милым и особенным, что в это место было решительно невозможно не влюбиться.
Железнодорожная линия, на которой он расположен (Торжок - Соблаго) - малодеятельная однопутка. Поезда ходят не каждый день, поэтому станция почти не работала.
В глаза сразу бросился симпатичный деревянный вокзальчик начала 20 века (красиво же тогда строили), вероятно с небольшим залом ожидания и печью - «голландкой». К сожалению, он уже не выполнял свои пассажирские функции.
Время здесь как-будто остановилось. Вместо светофоров на "краях" разъезда высятся архаичные семафоры (механическое средство сигнализации с теми же функциями, что и у светофора), а безопасность движения регулируется не менее архаичным жезловым способом (это когда на каждой станции ветки машинисту необходимо остановится, чтобы получить ключ-жезл, для движения дальше.) В технические подробности вдаваться не буду, но скажу что таких мест в России осталось немного.
Всё что можно здесь управлялось вручную. Кроме семафоров - это пара стрелок и шлагбаум на переезде, который проходит аккурат посередине станции. Как говорят, занимался всем этим пенсионер, работающий на четверть ставки.
Такой удивительный уголок пасторали, очень красивый. Для себя я сразу обозначил его как одно из самых приятных мест на полигоне российских железных дорог, а поездил по ним я изрядно.
Через какое-то время я опять проезжал здесь (уже на поезде) и был неприятно поражён переменам. Часть деревьев вырубили, что-то снесли, что-то покрасили в несуразный "серо-серый" цвет. На одно из самых красивых мест станция уже явно не тянула, но милый вокзал стоял, старик-дежурный "по-традиции" поднимал жезл, а семафоры всё ещё указывали что поезду делать дальше.
2020 год.
И вот, как гром среди ясного неба, сообщают, что РЖД, как уже было не раз, решило подвезти всё под свои безбожные стандарты.
Во-первых, ансамбль станции окончательно испорчен комплексом спутниковой связи, как я понял, для автоматизации движения.
Согласитесь, что от былой красоты не осталось и следа?
Во-вторых, станция вообще больше не работает, что даёт повод грабителям расхищать народное имущество, что сейчас и начало происходить.
В-третьих, как говорит всё тот же источник, это случилось "несмотря на то, что благодаря общественной поддержке удалось добиться сохранения в работе двух станций с раритетной инфраструктурой в Тверской области - Скакулино (это ещё одна станция дальше, не такая душевная, но её постигла тажа печальная участь) и Ранцево. Тогда РЖД прислало ответ, где чёрным по белому указало, что станции закрыты не будут. "
Вопреки всем обещаниям, станция Ранцево не работает, дежурства не ведутся, единственный остававшийся сотрудник отправлен на пенсию. Семафоры отмечены как недействующие, для этого на них навешены скрещённые планки; на железнодорожном языке это так и называется: «семафор закрещен».
Читать полностью: http://www.archnadzor.ru/2020/08/17/chego-stoit-slovo-rzhd/
Ещё раз отмечу, что ценность станции не только в красоте и уникальности, но и в полностью сохранной древней системе управления движением.
Будем надеяться, что в РЖД будут больше ценить красоту и историю.
Обновление: после волны общественного возмущения станцию снова открыли. Надолго ли?
Обновление 2: по состоянию на 2024 не работает.
Другое разоблачение РЖД:
РЖД уродуют исторические и просто красивые железнодорожные вокзалы.