Незабываемое платье из золотой парчи, в котором Анжелика появилась перед королем Франции Людовиком XIV, в романе подробно описано как очень смелый и совершенно необычный наряд. А между тем в XVII веке золотыми платьями никого особенно удивить было нельзя. Дамы охотно наряжались в «золото», мода на которое прочно закрепилась благодаря двум весьма своеобразным правительницам.
Виной всему была…грязь. А точнее, особый желтоватый оттенок белья, который появляется от длительной носки. Испанская королева Изабелла однажды принесла клятву не мыться, пока не одержит военную победу. Другая Изабелла, правящая в Нидерландах, сделала точно такое же заявление в 1601 году (об этом я писала в своей статье «Инфанта обещала не мыться»). «Изабеллин цвет» - тот самый желтоватый, бледно-золотистый – в одночасье стал модным!
Известная модница королева Англии Елизавета I тоже очень любила наряжаться в оттенки золотого. Или же в платья, так «густо» расшитые золотыми нитями, что они сверкали на солнце. Сохранилось даже описание платья королевы "из сатина изабеллового оттенка с серебряными блестками". Создатели костюмов в фильме «Золотой век» (2007 год) не могли пройти мимо этой впечатляющей моды, и не единожды нарядили исполнительницу роли королевы, Кейт Бланшетт, в блестящее платье. Кстати, за невероятные костюмы фильм получил номинацию на "Оскар".
На портретах XVII века тоже запечатлено немало женских образов в «золотых» нарядах. Это и правительница Нидерландов, и принцесса Саксонская, королева Польши и фаворитки Короля-Солнце...
Вот Екатерина Меннерс, баронесса де Рос и герцогиня Бэкингем – супруга того самого сэра Джорджа Вильерса, который был возлюбленным короля Англии Якова I (совершенно точно!) и королевы Франции Анны Австрийской (ничего не доказано!). Портрет Генри Хонтхорста относится к 1628 году, мрачному для этой дамы – ведь в августе ее знаменитый супруг был убит. Обратите внимание: тоже золотой цвет, только яркий, солнечный, символизирующий молодость и силу. Вероятно, картину писали весной или в начале лета.
На другом портрете, сделанном Рубенсом, герцогиня Бэкингем одета в черное платье, но вставки на рукавах и юбке тоже из блестящей золотой ткани. На контрасте с темным они просто сияют!
Неизвестная дама на полотне Эрнестины Нассау-Зиген опять-таки в желтом. Личность художницы, в этом случае, намного важнее персоны на картине. Ведь Эрнестина была настоящей принцессой! В юности она мечтала о спокойной жизни в монастыре, но ее выдали замуж за дядю, и девушке пришлось стать матерью большого семейства. Шестеро детей, повседневная суета… И, конечно, принцесса Нассау-Зигенская была в курсе модных тенденций. Поэтому-то задумчивая молодая дама с жемчугом на шее и в волосах изображена в «золотистом» наряде. Семнадцатый век! Очень популярное явление.
А вот удивительно красивое золотое платье с картины Давида Клёккера фон Эренстраль. Шведский художник запечатлел женщину в наряде, который подошел бы и Анжелике! Судя по струящейся ткани, это мог быть или шелк, или очень дорогая парча. А какая вышивка, сколько драгоценных камней...
Эренстраль писал портреты придворных дам и членов королевской семьи Швеции, а еще любимых лошадей короля Карла Двенадцатого (помните, который воевал с Петром I?). Не поверите, но государь так обожал своего коня Бриллианта, что повесил его портрет в собственной опочивальне… Дамы в золотом в этом случае стояли в сторонке.
«Золотая мода» пошла дальше. Век восемнадцатый запомнился широченными юбками и сложным рисунком на ткани, но оттенки золотого появлялись и у парадных одеяний Екатерины II, и для праздничных уборов Марии-Антуанетты. Затем последовало тотальное упрощение моды, когда достаточно было надеть белую рубашку, чтобы считаться готовой к выходу в свет, но и это поветрие ушло.
И вот уже русская императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго, предстает на полотне Ивана Кузьмича Макарова в сияющем наряде: из золотой ткани и с огромным числом драгоценных камней. Даже трудно представить себе вес всего комплекта – ведь на государыне масса украшений, тяжелый головной убор, а выглядит она при этом не очень здоровой. Портрет относится к 1857 году, когда Мария Александровна уже родила семерых детей.
В двадцатом веке золотые платья утратили популярность. Потому что этот образ – женщины в сияющем наряде – приобрел слишком «киношный» и легкомысленный оттенок. В золоте появлялись поп-звезды, принцессы Диснея и всевозможные феи. Серьезным дамам этот прекрасный цвет уже был "как бы" не к лицу. А жаль. Ведь иногда так хочется представить себя принцессой. Или Анжеликой. В золотом сияющем платье!
#Наука #женщины #искусство #франция
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Не забывайте про Лайки! Они помогают развитию канала!