Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

В РЖД обманули и закрыли ретростанции недалеко от Москвы. Вандалы уже выносят оборудование

Оглавление

Сейчас будет длинный текст, но, прочитав его, вы поймете, что такое «эффективность» в понимании РЖД и чего стоят обещания, которые дает компания. К сожалению, этот текст об утратах и о том, что РЖД не может сохранить уникальное историческое наследие.

В начале 2020 года в РЖД обещали сохранить две небольшие станции – Ранцево и Скакулино, расположенные в Тверской области всего в 300 км от Москвы. Однако слово перевозчик не сдержал. Сейчас станции закрыты, идет их разграбление исторического оборудования. При этом тратятся миллионы, чтобы внедрить новые системы «цифрового локомотива».

Что за станции такие

В Тверской и Псковской областях сохранилась уникальная железная дорога — Бологое-Полоцкая (БПЖД). Идет она, как следует из названия, из Бологое в Полоцк (Беларусь). Железная дорога проходит через крупные районные центры регионов: Осташков, Пено (в Тверской области) и Великие Луки, Невель (в Псковской).

Эту дорогу строили в начале ХХ века. На ней сохранилось множество зданий и построек, которым сегодня более ста лет. Из пассажирских поездов здесь остался лишь один состав дальнего следования Петербург — Осташков, который ходит раз в неделю летом, да еще по праздникам. В 2021 году к нему обещают прицепить вагоны беспересадочного сообщения Москва — Осташков. Есть еще несколько пригородных поездов, главный из которых: Бологое — Великие Луки. Вот уже два года по субботам на участке Бологое — Осташков он ходит под паровозом как ретро-поезд «Селигер».

К линии Бологое — Полоцк примыкает железнодорожная ветка Соблаго — Торжок. Она строилась поэтапно и была закончена в 1928 году. Линия долгое время оставалась в стороне от процессов реконструкции. Благодаря этому там остались такие элементы инфраструктуры из прошлого, как семафоры, ручные стрелочные переводы, жезловая система и т.д.

-2

Вплоть до 2015 года по этой ветке ходил пассажирский поезд Осташков — Москва, который в советские годы даже был фирменным. Сейчас пассажирское движение там представлено единственным пригородным поездом. До 2018 года он ходил по маршруту Осташков — Торжок, но теперь сокращен до станции Кувшиново, что находится между Соблаго и Торжком.

Так вот станции, о которых пойдет речь ниже (Ранцево и Скакулино, расположены на линии Соблаго — Торжок между этими станциями.

Заповедная железная дорога

В течение долгих лет активисты-любители железнодорожного транспорта добивались, чтобы ветка Бологое — Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго — Торжок была признана историко-заповедной зоной. В 2013 году это произошло, а в 2018 году был запущен уже упомянутый ретро-поезд. Вот как на сайте РЖД описывается железная дорога:

«В настоящее время линиям на этих участках нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. На них насчитывается около 200 таких объектов, многие из которых взяты под охрану государством как объекты культурного наследия. На некоторых станциях в подлинном виде сохранились целые архитектурные ансамбли (на маршруте ретропоезда таковые можно увидеть на станциях Бологое, Полоцкое, Куженкино, Баталино и Осташков).
На станции Куженкино открыт музей с уникальным комплексом построек начала XX века: здание вокзала, водонапорная башня, керосиновый погреб, демонстрационный стрелочный перевод, гидроколонка для заправки паровоза. Бесплатная экскурсия по музейному комплексу «Старинная станция Куженкино» предусмотрена во время получасовой остановки пригородного поезда на паровой тяге для заправки водой (при следовании в сторону Осташкова)».

Уникальные семафоры

Именно на линии Торжок — Соблаго сохранилась и до последнего работала система семафоров. Часто люди, не знакомые с железнодорожной терминологией, называют семафором обычные железнодорожные светофоры. Но это неправильно. То, что видит большинство пассажиров ежедневно возле рельс, – это светофор.

Это светофор
Это светофор

Семафоры же выглядят иначе, и увидеть их в работе можно было именно здесь.

-4

Семафор – это сложное механическое устройство. Управляет крыльями семафора дежурный стрелочного поста. От семафора к стрелочному посту тянутся тросы, иной раз их длина может достигать километра. Подробнее о том, как устроен семафор, можно прочитать в этой публикации.

-5

Кроме семафоров, там оставалась и работала и уникальная жезловая система блокировки, когда машинист должен был взять на одной станции у дежурной жезл, и передать его дежурной на другой станции. Как это работало, можно прочитать здесь.

-6

Обман от РЖД

В феврале 2020 года пошли слухи, что РЖД собирается закрыть Ранцево и Скакулино: две из трех станций на линии Соблаго — Торжок, где сохранились семафоры. Сделать это хотели ради копеечной экономии: уволить двух дежурных по станции, работавших на неполную ставку и получавших на двоих меньше, чем получает дежурный по обычной станции.

Когда об этом узнали в железнодорожном сообществе и написали в СМИ, поднялась волна негодования. Историки, краеведы, туристические организации прекрасно понимают ценность и туристический потенциал этих станций. Тогда Октябрьская железная дорога ответила, что станции будут сохранены.

-7

«Закрытие станции Ранцево не планируется. Работа остановочного пункта Скакулино в режиме раздельного пункта с производством поездной работы по приему и отправлению поездов с использованием семафорной и электрожезловой сигнализации будет восстановлена», — говорилось в одном из ответов.

Однако в начале августа «Архнадзор» выяснил, что Ранцево и Скакулино вопреки бумаге из РЖД оказались закрыты, семафоры отмечены как недействующие (для этого на них навешены скрещенные планки).

Фото: сайт «Архнадзора»
Фото: сайт «Архнадзора»
-9

Вот как описывает ситуацию на станциях Юрий Егоров в публикации на сайте «Архнадзора»:

«Сигнальные огни погашены как на семафорах, так и на предупредительных прожекторных светофорах. Вокзал закрыт, электрожезловая система не работает, равно как и уникальная механическая система шлагбаумов на переезде. Стрелки заперты на главный путь, при этом видно, что по боковому пути давно никто не ездил.
К сожалению, началось разграбление «особо охраняемой» линии: на перегоне Ранцево — Селижарово местные жители срезают провода электрожезловой системы и сдают их в металлолом. Об этом знают и на станциях, но у рядовых железнодорожников нет ни возможности, ни полномочий ловить и задерживать мародеров, а «большая» железная дорога в этот раз почему-то безразлична к разграблению своего имущества.
Поэтому даже если завтра вдруг придет приказ о восстановлении работы жезловой системы, то сразу запустить её не удастся: придется сначала восстанавливать украденные провода.Их стоимость, конечно, копеечная, но деньги на это надо выделять».
-10

«Цифровой локомотив»

Но это еще не все. Оказалось, что на этой линии, где прохождение любого поезда – уже событие, решили внедрить новую систему: «цифровой локомотив». Для этого там установили огромные вышки спутниковой связи.

Фото: сайт «Архнадзор»
Фото: сайт «Архнадзор»
-12

«Зачем нужны эти вышки на станциях, которых уже нет? Такой вопрос Октябрьской дороге должны задать скорее надзорные органы. Тем не менее ансамбли немногих оставшихся станций получили новые высотные доминанты, всерьез испортившие исторические виды», — продолжает «Архнадзор».

Автор отмечает, что на железной дороге решили опробовать так называемую «систему дистанционного управления маневровыми локомотивами», когда машинист выполняет функции сразу всех станционных работников: сцепляет и расцепляет вагоны, переводит стрелки, а локомотив ездит по станции, как радиоуправляемая игрушка. Пилотным участком для этого выбрали именно Кувшиновскую линию.

«Потратив по 800 тысяч рублей на оборудование этой игрушкой каждого локомотива и еще примерно 32 млн рублей только на оборудование для первых 58 км пути (а длина всей Кувшиновской линии втрое больше), Октябрьская дорога, видимо, хочет “сэкономить”, разогнав еще человек десять дежурных по станциям. Больше никого уволить не получится: пути все равно надо обслуживать, “цифровой локомотив” этого не умеет, за остальной инфраструктурой надо следить, а локомотивом надо управлять. А еще понадобятся люди для обеспечения работы этой самой системы. Сэкономить вряд ли выйдет.
Про безопасность движения лучше вообще не вспоминать: если что-то случится на путях, машинист обычного локомотива это увидит и примет меры к остановке поезда. Но как быть, если машинист на одном конце станции, а локомотив на другом и едет сам по себе? Между тем станции Кувшиновской линии находятся на обжитых территориях, где может случиться что угодно.
И все эти действия — уничтожение туристического потенциала целой железнодорожной линии, а заодно и прилегающих территорий, многомиллионные затраты — происходят ради микроскопических объемов работ. Погрузка на всей Кувшиновской линии составляет в среднем 11,55 вагона в сутки, выгрузка – 17,7 вагона (по данным 2018 года). Чудны дела твои, РЖД…»

«Архнадзор» ставит правильные вопросы:

Очень бы хотелось услышать комментарий от Октябрьской железной дороги: что все-таки происходит? Дела уже так плохи, что не получается выполнять даже свои собственные решения? Или начальник дороги настолько ничего не значит, что его приказы можно игнорировать? Или февральские ответы были сознательным враньем, лишь бы замолчала многочисленная общественность, которая, в отличие от самого «балансодержателя» (то есть железной дороги), обеспокоена сохранением уникального инженерного наследия?

От себя же я добавлю. РЖД сейчас активно борется за имидж: восстанавливает отмененные в «нулевых-начале 2010-х» поезда, запускает ретромаршруты, занимается развитием туризма, обновляет подвижной состав. Но здесь, на этой линии, тоже имидж РЖД. Символично, что новость о разграблении исторического наследия появилась в дни, когда Олег Белозеров отмечает пятилетие нахождения в должности главы РЖД. Так что эти вопросы ему тоже нужно задавать.