Удивительным образом устроено наше общество. Люди тысячелетиями искали ответы на вопросы: откуда берётся зло, как избавить людей от страданий, как самому избежать страданий, чего от нас хочет Бог, что для нас является истинной ценностью… Немало жизней положено на то, чтобы осмыслить всё это и приблизить общество к идеалу. У нас есть заповеди и общечеловеческие ценности, мы знаем о смертных грехах. Однако… Однако мы продолжаем жить в таком обществе, которому «палец в рот не клади» — откусят. Ценности ценностями, а борьбу за существование никто не отменял. Не будешь интенсивно двигать лапками — затопчут и выкинут на обочину.
Успех стал мерилом всего и победителей не судят. Но есть такой «суд», который судит. Причём намного строже, чем проигравших. Именно это имел ввиду Христос, когда говорил:
«Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лук. 6: 24-26)
Эти слова не о том, что грешно быть богатым. Быть обеспеченным не грешно. Это о том, каким путём достигнуто и как использовано богатство! Это не о том, что накажут за плохие поступки. Это о том, что в результате этих «побед» над слабыми и уязвимыми теряется возможность иметь вечную душу, теряется целостность:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7: 13-14)
Только человек наделённый внутренней силой и мужеством способен идти путём Духа. Есть такое выражение «хватит или не хватит духу». Конечно речь идёт не о том, чтобы «лезть на рожон» по поводу и без. Но придерживаться принципа «я никогда не делаю плохо, если могу сделать хорошо» - достойно уважения. И ещё: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7: 12). Этот путь труднее. Это и есть те единственные «узкие врата», и нет иных.
Но не желание попасть в эти «врата» обычно движет людьми, идущими путём Духа. Обычно они уже там, за вратами. Что же тогда? Им, как наверное и Господу, будет просто не интересен мир без правды, как не интересен город, в котором нет праведников. Они уже наигрались (или близки к этому) с гордыней, завистью, подлостью, и другими проявлениями отделённости от Духа. Это всё не интересно. Мир, который будет жить по законам серпентария и джунглей просто не нужен им. Материальных побед мало. Интереснее победы над материей.
В этом вопросе примечательна позиция зороастризма. Она подразумевает ответственность человека. И речь уже идёт не только об участи души на последнем суде, но и ответственности за судьбу всего мира в целом. В само основание зороастризма заложена идея свободного выбора каждого человека между добром и злом. Этот выбор мы делаем постоянно, каждое мгновение своей жизни. Благие мысли, благие слова и благие дела — вот те заповеди, которых придерживаются последователи Заратуштры. Согласно изначальному учению Бог Един (Ахура Мазда). Он создал неизменный закон (Аша), олицетворяющий порядок и справедливость. В Эру Творения люди были созданы в духовной форме. В этом духовном мире зла ещё не было, но была возможность его возникновения. Тогда люди были поставлены перед выбором: либо остаться в таком же безмятежном состоянии, но при этом они будут уязвимы и их постоянно придётся оберегать от возможности возникновения зла, либо они получат свободу, но для этого будет необходимо вступить в прямое противостояние со злом и выиграть эту битву. Души людей выбрали второй вариант. Затем был создан материальный мир и наступила Эра Смешения. Вот тут в мир и вторглось зло.
Существуют две силы: Спента Майнью (Святой Дух) и Ангра Майнью (Злой Дух). Это два первичных Духа-близница, противоположные друг другу по сути. Если один несёт жизнь и созидание, другой смерть и разрушение. Находясь в этом физическом мире мы совершаем работу — выбор между добром и злом. Физический мир — это ловушка для зла. В нём оно замкнуто само на себя и не имеет возможности распространяться. Только восстановив свою утраченную целостность, а заодно и гармонию мира мы можем вырваться из этой западни, которую в индуизме называют Сансара, а в зороастризме Шаншар. Делая любой, даже незначительный, неправильный выбор мы увеличиваем количество зла в мире. Любой правильный выбор — личный вклад человека в окончательную победу добра, которая наступит в конце времён. Ведь для всех этих баталий был отведён ограниченный промежуток времени. Именно материальный мир является самым подходящим местом для развития, и пока только в нём мы можем реализовать свои максимальные возможности. Зороастризм призывает не просто не совершать зла, а бороться с его проявлениями. Согласитесь, что это более правильная формулировка, чем призыв к борьбе с иноверцами, как в некоторых других религиях.
В зороастризме считается, что источником зла является злой Дух Ангра Майнью. Однако это не совсем так. Дух разрушения необходимый инструмент для существовании нашего мира. Инструмент сам по себе не плох и не хорош, как и огонь, который, несмотря на всю его священность может стать причиной беды. Истинный источник зла — это неправильные выборы, которые мы совершаем. Зло — это нарушение нашей целостности. Нарушение целостности приводит к тому, что в человека проникает Нечистый Дух — Дух Разрушения. В результате этого человек начинает разрушать себе подобных и весь окружающий мир.
Что заставляет людей поступать правильно и не грешить? Совесть? Страх перед Богом? Надежда на вечную жизнь? Следование Дхарме? Любовь к Богу? Сострадание? Осознайте для себя свой вариант, если он есть. Я предлагаю вам ответить на вопрос: зачем из двух способов решения, один из которых более выгодный, а другой более честный и правильный, человеку выбирать последний, несмотря на то, что при этом приходится постоянно сталкиваться с определёнными трудностями в жизни и прилагать больше усилий, чтобы держаться на плаву, чем вашим менее принципиальным соседям? Что заставляет вас совершать благие дела? Делитесь в комментариях.
Читать далее:
"О Светлых и Тёмных Потоках и истоках зла"
"Нас ввели в заблуждение относительно кармы"
"Теодицея и судьба нашего мира"