Текст: Йен Крист
Перевод: Евгений Аржевский
В восьмидесятом году Британский хэви-метал обрушил на оранжевые шевелюры панков и расклёшенные брюки кислотных рокеров из 70-х все палаши и полэксы, которое только можно было раздобыть в Лондонском Тауэре. Хиппи и позеры были сметены, и Маргарет Тэтчер стала новой мишенью. Едва ли не каждый день, поверх истрёпанных королевских афиш, пугающих народ Чёрным мором, Джеком Потрошителем и The Beatles, появлялись на улицах Лондона огромные постеры с анонсами концертов для хедбэнгеров или презентациями новых альбомов. В считанные месяцы бронебойная армада записей расчистила хэви-металу путь в 80-е: Mötorhead прогремели альбомом Ace of Spades, Saxon c триумфом прокатились на Wheels of Steel, юные Def Leppard заявили о себе, выпустив On Through the Night, Judas Priest явили публике эпохальный British Still… а Iron Maiden - свой шокирующий музыкальный дебют.
В 1980 году Iron Maiden держались особняком в этом почётном списке; они удачно обыграли английскую хмарь, булыжные мостовые и приступы страха, знакомые посетителям Лондонской Темницы (Dungeon), нового кровавого аттракциона, который столетиями населяли жуткими призраками монархи, а несколько последних десятилетий – киностудия Hammer, снимавшая ужастики. Население же реального мира год за годом увлечённо терроризировали серийные убийцы, чокнутые бомбисты и деспоты, одержимые геноцидом. В ответ на это идейный вдохновитель группы Стив Харрис спланировал контратаку – зубодробительную подборку композиций о залитых кровью полах, кровавых шлюхах, вооруженных ножами извращенцах, ядовитых планетах, вампирах и разрушающих мозг всевидящих очах. KISS и Alice Cooper накладывали зловещий грим, играя сравнительно нормально звучащую музыку, которую называли shock rock. Iron Maiden, хоть и выходили поначалу в глэмовых полосатых лосинах, своей музыкой и жутковатым куклой-талисманом Эдди нагоняли нешуточного страху.
От ранних Iron Maiden веет комиксами и Эдгаром Аланом По, но их музыка по-настоящему крышесносная. Основной музыкальной формой была продолжительная интенсивная атака и громила Пол ДиАнно, панк с замашками Казановы, своим хриплым вокалом уверенно задавал металлический тон. Бас Стива Харриса был выведен на первый план, как это делают учебных целях; но ему в любом случае не стоило опасаться своих бубнящих современников – немногие группы в то время строили восьмиминутные композиции вокруг басовой партии. Невероятный гитарный дуэт Дейва Мюррея и Денниса Страттона фактически определил то самое жутковатое звучание, и вместе с тем их пронзительные скоростные триоли, сыгранные в унисон, придают каждому орнаменту ещё большую орнаментальность и малейшую смену ритма им удаётся нашпиговать очередным зловещим пассажем. В заглавной песне “Iron Maiden” ударник Клайв Барр, истый металлист, выстукивает едва ли не самый уверенный бласт-бит, на который только мог замахнуться хэви-метал тех времён. Тогда они были ещё салагами. Однако, записью шедеврального “Phantom of the Opera” Maiden произвели на современников такое же неизгладимое впечатление, как эпохальная песня “Black Sabbath” десятью годами раньше.
Творческое начало Iron Maiden многослойно и питательно, как английский пирог с мясом, и загадочно, как алхимия. Одетые в полосатые распашонки, они год за годом сотрясали подмостки лондонских пабов, и рабочие парни вместе с упёртыми фанатами Oi! распевали “Run to the Hills”. Однако в начале карьеры группа оглядывалась и на просторы глубинки, создавая медляки “Remember Tomorrow” и “Strange World”. Харрис понимал, что публике можно угодить простым манером, но, несмотря на это установил почти недостижимую планку, и в результате следующее поколение групп, исполняющих метал было вынуждено играть по совершенно новым правилам. Сложно представить какую невероятную серию метамарфоз пережили ранние хэдбенгеры в переполненных лондонских рок-клубах, в тесных помещениях, набитых до отказа дымовыми машинами, где освещение сцены едва не вышибало пробки. Впрочем, песня “Iron Maiden” которая завершает альбом, своим невероятным звучанием безусловно распахнула перед группой все двери. Даже сегодня, выступая за год перед аудиторией, превышающей население Большого Лондона, большинство этих песен они возят повсюду с собой.