Добрый день! Нам очень приятно, что Вас заинтересовала наша статья!Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал. У нас интересно!
Театр Но – одно из величайших наследий средневековой Японии. Зародившись в XIV – XV вв., постановки театра до сих пор пользуются популярностью у зрителей и собирают полные залы.
Театр сохранил пьесы, технику актёрской игры, амплуа, убранство сцены и пр. таким, какими они были 700 лет назад! Более того, большая часть костюмов и масок, используемых в постановках, на протяжении столетий передавались и сохранялись в специальных школах (для одинаковых ролей различные школы используют разные костюмы и маски).
Маски театра Но являются его отличительной чертой. Вырезанные из тщательно отобранного кипарисового дерева маски, раскрашивались и покрывались лаком.
В масках есть отверстия для специальных шнурков, которые удерживают маску на актёре. По правилам маску можно брать только за края. Хранятся они в специальных футлярах.
Внешний вид масок отражает эстетические идеалы времени изготовления: люди с маленьким лицом и крупным телом считались красивыми. Поэтому у актёров театра массивные костюмы и сравнительно небольшие маски.
Все маски можно разделить на несколько видов:
- маски для роли пожилых людей;
- маски для роли мужчин (различаются по социальному статусу: аристократы, военные, монахи, поэты, разбойники и др.);
- маски для роли женщин (различают маски юной, чистой, красивой девушки; молодых женщин; женщин средних лет и пожилых);
- маски, обозначающие богов, демонов, духов и пр.;
- маски, закреплённые за определённой ролью (персонажем).
Согласно придворному этикету XIV в., выражение эмоций на лице и мимика считались проявлением вульгарности. Это обусловило необходимость нейтральной мимики для актёров второстепенных ролей театра, для которых маски не были предусмотрены.
Маски надевают главные персонажи пьесы и их спутники (только женские персонажи). Партнёры главного персонажа выступают без маски. Даже в этом случае грим не наносится.
Многие считают, что маска отображает только «застывшее выражение». В большинстве случаев такое суждение верно, однако маски театра Но отличаются возможностью придания им нужного выражения.
В зависимости от освещения и наклона головы одна и та же маска может передавать немалый спектр эмоций: от радости до печали. Таким образом, во время представления маска оживает и меняется в соответствии с контекстом.
Не переживайте, постановка пьес театра Но не выглядит безэмоциональной, как может показаться на первый взгляд. Хотели бы вы посетить подобный театр?
Однако маски – не единственная особенность данного театра!
Продолжение выйдет уже скоро!