Русский народ был убежден, что от "всякой болезни растет в лесу травка".
Существует легенда, что, когда Бог пожелал сотворить человека, то начертил на песке его фигуру, а дьявол подошел и сделал на ней 77 ран-дырок. Тогда Бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а Я создам 77 трав для излечения их». Точно так же верили, что всякий человек может иметь 77 недугов и от каждого из них есть целебная трава. В соответствии с народным убеждением, существуют и травы, помогающие от всех 77 недугов.
В древности существовали специальные «Травники», которыми и в наши дни пользуются народные целители. Но для того чтобы, травы имели надлежащую целебную силу, надо собирать их умеючи - в определенное время, с соблюдением известных условий и обрядов.
Секреты применения некоторых трав русский человек подсмотрел у природы. Так, по одной легенде, случилось с подорожником, который в деревне часто называли еще попутником, порезником, ранником и чирьевой травой. Как-то раз знахарь видел, как на солнце на дороге грелись две змеи. Появилась телега и переехала одну змею, которая совсем разомлела на теплом песке. Ее товарка добыла на обочине лист подорожника, вылечила свою подругу - и они уползли в лес. А знахари с тех пор стали прикладывать подорожник ко всяким ранам да нарывам.
По древним народным верованиям, силу врачевания имеет даже самая ничтожная травка.
Полезная для мужчины, она не всегда, однако, бывает полезной и для женщины. Одни из них назначены природой в лекарство женатым, другие — вдовым мужчинам, одни — замужним женщинам, а другие — холостякам и девицам. Для самого сбора трав нужно знать некоторые слова и молитвы, а равно правила, как рвать травы. Одну траву нельзя срывать голой рукой, другую необходимо сорвать самому больному.
Принимая отвар из трав, больной должен был поститься, и если будет чувствовать облегчение, то об этом никому не говорить, иначе пользы от лечения не будет.
Кто выжимал сок из травы для лекарства или пил траву, как чай, тот выжимки или выварки не должен был кидать в лохань или на двор, а должен непременно бросить в печь.
Приписывая травам силы врачевания, говорили, что красивые травы, с цветами, созданы более для красы, чтобы пестрели ими луга и леса, а простые — для врачевания больных и на корм скоту.
Хотя в народе считалось, что число лекарственных растений нужно считать многими сотнями и даже тысячами, число их, по исследованиям земских врачей 19 века, едва достигало 150. Очень часто название траве дается по «имени» болезни, против которой она употребляется. Такова, например, нечисть-трава, в отваре которой моют ребят от «чесу», обжорная трава, настой которой употребляется для аппетита, лиховая — от зубной боли, замайковая — при коре, колун, или усовая трава — при колотье в боку, уразная — при ушибе, литячечная — при «литячках» на лице у детей.
Продолжение следует...
(с) Наталия Будур