Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Помогло ли рабство США?

По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Так почему же в серверных штатах не было изначально массового рабства, а в южных было?

Впервые африканские невольники были завезены в британскую Виргинию английскими колонистами в 1619 году. В 1698 году английский парламент узаконил для частных лиц работорговлю. Однако после дела Сомерсета в Англии (1772), Французской революции и начала войны с Наполеоном в 1807 году Британский парламент воспользовался моментом, чтобы сначала запретить кораблям доставку рабов во французские колонии. Затем аболиционисты Уилберфорс и Гренвиль добились распространения этого запрета и на другие страны, в том же году Королевский флот начал борьбу с работорговлей на побережье Западной Африки, что остановило поставку живого товара и через океан.

Противоречия вокруг рабства были подняты на поверхность общественной жизни в ходе дискуссий о правах штатов и тарифной политике. Дополнительными факторами, обострявшими отношения между Севером и Югом, были противоречия между политическими партиями, аболиционизм, национализм и местный патриотизм, территориальная экспансия, экономический кризис и модернизация экономики в предвоенный период.

Разделение штатов на северные и южные сложилось ещё в колониальную эпоху. Быстро растущая экономика Северо-востока и Среднего Запада США были основаны на свободном фермерстве, индустриализации, развитии транспортной системы и коммерции. Рабство здесь было запрещено законами штатов. Индустриализация и приток иммигрантов из Европы, преимущественно ирландского, британского и германского происхождения, обусловили ускоренный рост населения этих штатов.

На Юге традиционно доминировали плантаторы-рабовладельцы. Хотя здесь население также росло, темпы его роста были существенно меньше, чем на Севере. Южные города были значительно меньше северных, промышленность оставалась неразвитой. Хотя две трети белого населения рабов не имели, они были преимущественно наемными работниками у богатых плантаторов, полностью контролировавших экономику и политическую жизнь южных штатов.

Хотя в начале истории США южные штаты обладали большим политическим весом на федеральном уровне, демографические изменения и достаточно широкое избирательное право в конце концов привели к тому, что Юг утратил былое влияние. На президентских выборах 1860 г. северные штаты представили больше голосов, чем южные; их кандидат Авраам Линкольн стал президентом несмотря на провал в десяти южных штатах, что вызвало острое недовольство на Юге.

На Севере недовольство зрело ещё дольше. Здесь рабство осуждали не только как социальное зло, но и как аморальное явление, что в религиозной Америке всегда имело под собой контекст межконфессиональных противоречий, в условиях свободы вероисповедания не имеющих возможности для непосредственного выражения. В интересах единства нации политики на федеральном уровне в течение длительного времени находили компромисс между разногласиями Севера и Юга. Так в 1820 г. был принят Миссурийский компромисс, согласно которому новые штаты принимались в союз попарно, один рабовладельческий, второй «свободный» от рабства. Аналогичный политический компромисс был достигнут в 1850 г. Но такие компромиссы лишь откладывали решение проблемы.

В середине XIX в. прежние политические партии сошли со сцены, уступив место новым. Из них Республиканская партия опиралась на избирателей Севера и добивалась запрещения рабства на всей территории США. Хотя в 1854 г. все же был заключен новый компромисс в виде закона Канзас-Небраска, который решение вопроса о рабстве оставлял на усмотрение местных выборных органов, на деле он спровоцировал в Канзасе гражданскую войну, ставшую прелюдией к общей войне между Севером и Югом.

Рабство прочно укоренилось в южных штатах ещё в колониальную эпоху. Здесь до 40 % населения состояло из рабов. Когда в конце XVIII в. американцы начали освоение Кентукки и других Юго-западных территорий, каждый шестой из них был рабом. На Севере рабов было меньше, но значительная часть судов, строящихся и принадлежащих купцам северных штатов, предназначалась для работорговли.

Однако и в эту эпоху многие американцы испытывали трудности, пытаясь совместить рабство и работорговлю с христианскими нравственными ценностями, а позже — и принципами Декларации независимости. Пионерами движения аболиционистов в Америке были квакеры Пенсильвании, по примеру которых в 1780-х годах все штаты за исключением Джорджии приняли законодательные акты, ограничивающие работорговлю. Однако в интересах единства нации перед лицом агрессии со стороны Великобритании (где рабовладение к этому времени также было ограничено законом) до полного запрещения рабства в этот период не дошло. В решениях Конституционного собрания вопрос о рабстве был одним из пунктов, «оставляющих минимальную возможность компромисса, в котором мораль крайне жестко столкнулась с прагматизмом».

В Конституции США слово рабство не упоминается ни разу, но рабовладельцы добились права представлять в Конгрессе своих рабов, не имеющих права голоса, что усилило их позиции. Кроме того, они использовали обязанности федерального правительства по подавлению внутренних беспорядков для борьбы с восстаниями рабов. Работорговля не была запрещена в США ещё в течение двадцати лет, которые южане использовали для дальнейшего укрепления рабовладения и крупных плантаций Юга, массово использовавших рабский труд. Лишь в 1808 г. вслед за Великобританией США приняли акт о запрете работорговли, что у многих американцев породило иллюзии о решении проблемы рабства, и лишь в Новой Англии существовало движение за отмену прав рабовладельцев представлять своих рабов в выборных органах власти. К 1804 г. все северные штаты приняли также и законы о запрете рабства на своей территории. На Северо-западных территориях рабство было формально запрещено ещё в 1787 г., но на Юго-западных территориях такого запрета не было. В результате рабство в США оказалось ограничено и территориально.

В 1820 г. между северными и южными штатами был заключен очередной Миссурийский компромисс, согласно которому далее в США новые штаты принимали попарно, один рабовладельческий и один «свободный». В результате к этому времени в США оказалось 11 северных и 11 южных штатов. Таким способом решение проблемы рабства было отложено до 1850-х годов, когда в отношениях между Севером и Югом назрел новый кризис из-за закона Канзас-Небраска. Тем не менее, на Юге политический кризис 1820 г. породил опасения, что сильное федеральное правительство может стать серьёзной угрозой для рабовладения.

В 1820-х годах экономический спад сильнее всего ударил по Южной Каролине. В то время США проводили политику протекционизма и высоких таможенных тарифов, невыгодных для штата, заинтересованного в экспортно-импортных операциях в связи с продажами хлопка на внешнем рынке. В 1828 г. власти штата заявили, что на его территории тарифы нулифицируются как антиконституционные. Тем не менее, в 1832 г. Конгресс вновь принял закон о высоких тарифах. Тогда наиболее радикальная часть его противников призвала к выходу Южной Каролины из состава США. Президент Джексон расценил действия властей штата как государственную измену и послал туда вооруженные силы. Остальные штаты, в том числе южные, не поддержали мятежников, и власти Южной Каролины дрогнули. Вскоре между ними и федеральным правительством был заключен компромисс, который обе стороны преподносили как свою победу. Местные власти указывали на тот факт, что тариф все же был уменьшен, а федеральное правительство — на то, что отделение штата не было допущено.

Проблемы тарифной политики держали общество в напряжении до самой Гражданской войны, вновь оказываясь на поверхности политической жизни Юга в 1842, 1857 и 1861 гг. Победа демократов на выборах 1856 года позволила в 1857 году снизить тарифы до рекордных 17 % (Tariff of 1857). Даже дешевую одежду для рабов южным штатам стало выгодно закупать в Великобритании. В сентябре 1857 года в Нью-Йорке началась финансовая паника. Волна банкротств и увольнений прокатилась по северным штатам. Ключевым пунктом программы республиканцев на выборах в 1860 году стало повышение тарифов. После их победы и выхода демократов южных штатов из сената США 2 марта 1861 года (за два дня до инаугурации Линкольна) средний уровень тарифов был увеличен с 15 до 37,5 %.

В 1831-36 гг. Уильям Гаррисон и Американское общество противников рабства инициировали кампанию петиций в Конгресс, требующих отмены рабства на территории федерального округа Колумбия и остальных территориях (на западе), управляемых федеральным правительством. В Конгресс поступили сотни тысяч таких петиций. В конце концов, в мае 1836 г. палата представителей приняла ряд резолюций, согласно которым Конгресс не имел права вмешиваться в политику штатов в отношении допущения или запрещения рабства на их территории и не должен был также принимать такие решения на остальных территориях, включая округ Колумбия. Кроме того, Конгресс впредь отказывался рассматривать какие-либо обращения относительно отмены рабства. Многие политические деятели, включая экс-президента Джона Куинси Адамса, считали, что эта резолюция противоречит первой поправке к Конституции США, запрещающей, в частности, ограничивать права граждан обращаться в Конгресс. Ограничения породили множество споров и были отменены лишь в 1844 г.

Благодарим авторское сообщество MILITARIA за предоставленные материалы.