Как уже отмечалось в предыдущих очерках, итальянцы очень доброжелательно встретили советскую делегацию, которая в 1930 году приехала к ним для изучения состояния дел в военном кораблестроении. При этом наши специалисты отметили, что открытость итальянцев в технических вопросах резко менялась на сдержанность, когда дело касалось оперативно-тактических вопросов. Под различными предлогами группе отказывали в посещении действующего флота. Правда в один из первых дней два советских представителя (А.К.Сивков и А.И.Берг) вышли в море на торпедном катере, чтобы поучаствовать в учебной атаке на торпедных катеров на эсминец-цель. Но это был один небольшой эпизод, и советских делегатов удивить не удалось, ни неудачной атакой, ни самими торпедными катерами. Лишь под конец пребывания в стране А.К.Сивкову и А.И.Бергу удалось побывать на Первой эскадре итальянского флота. В состав эскадры, базировавшейся на Неаполь, входили тяжелые крейсеры «Тренто» и «Триест», 16 эсминцев, 6 ПЛ и старый легкий крейсер «Aнкона» (бывший немецкий «Грауденц»).
Интересно, что во время встречи советских гостей случился забавный казус, который мог бы иметь серьезные последствия. В честь прибытия советского "адмирала" на юте тяжелого крейсера "Тренто" оркестр заиграл старый российский государственный (царский) гимн. А.К.Сивков, бывший на тот момент начальником Управления кораблестроения ВМС РККА заметил: " У нас в стране только сумасшедшие могут играть такую вещь". После небольшого смятения на юте «Тренто", оркестр замолк, и в дальнейшем все шло по плану.
Убедившись в присутствии гостей на корабле, командующий 1-й эскадрой адмирал Гамбарделла приказал сниматься с якоря. «Тренто» дал ход через полчаса. По готовности корабли, не развивая больших оборотов, выходили на рейд. Около 40 минут пришлось ожидать присоединения к крейсерам шести эсминцев. Адмирал Гамбарделла, державший флаг на «Триесте» , прислал А.К.Сивкову радиограмму с объяснением причины задержки: эсминец «Леоне» смог поднять якорь только с помощью подошедшего плавкрана. Не могу пояснить в чем там было дело, но обычно чтобы кораблю поднять собственный якорь бывает достаточно собственной шпилевой машины.
Гостям было предложено рассмотреть разыгрываемую на учениях ситуацию. Согласно легенде, при выходе из Неаполя «Тренто» обнаруживает выходящие из-за острова Иския два линкора с 343-мм артиллерией, которые изображаются крейсерами «Триест» и «Анкона». Весьма неуклюже выглядела попытка итальянских офицеров убедить А.К.Сивкова в том, что противниками являются английские линкоры типа «Родней», о чем по видимому должно были свидетельствовать 343-мм орудия главного калибра (в тоже время это более чем странно, так как после Первой мировой британцы отказались от орудий таких калибров, перейдя на 356-мм, 381-мм и 406-мм орудия для своих линкоров). Советские специалисты не стали оспаривать эту легенду, хотя ни минуты не сомневались в ложности этого утверждения: несомненно, по их мнению, в данном случае подразумевались французские дредноуты. Линкоры типа "Бретань" как раз имели орудия калибром 340-мм, да и задуманный и вскоре заложенный "Дюнкерк" в дальнейшем также получил экзотичный калибр артиллерии ГК - 330-мм.
Интересно, что согласно предложенного замысла учений, итальянцы не собирались силами тяжелого крейсера типа "Тренто" атаковать линкоры противника. Вполне обоснованное решение, сейчас доподлинно известно, что первые итальянские "вашингтонцы" были практически "картонными", как и их британские и французские "одноклассники".
Александр Кузьмич решил уточнить именно этот аспект морского боя и обратился к адмиралу Никастра, начальнику Тирренского морского департамента: Можете ли Вы рассчитывать на успех в бою легких сил с линкорами?
В ответе прозвучали укоризненные нотки: Наши крейсера предназначены для борьбы с морской торговлей, а не с линейными кораблями.
Действия «Тренто» полностью соответствовали подразумевавшейся в ответе тактике. Немедленно приведя неприятеля на 180 градусов, он начал увеличивать ход. Эсминцы получили приказания: 1-му дивизиону во главе с лидером «Тигр» - закрыть крейсер дымовой завесой, 2-му – сопровождать его на отходе. Через 15 минут «Тренто» развил ход 31 узел. Ветер, достигший силы 6 баллов, относил в сторону поставленную завесу. Первый дивизион эсминцев начал поворот на норд для повторной постановки завесы, когда по левому борту «Тренто» появились самолеты-торпедоносцы. Крейсер начал описывать циркуляцию в сторону атакующих самолетов, окончательно выйдя из-под завесы. Эсминцы, видя поворачивающий на них крейсер, вынуждены были уйти вправо, тем самым поставив точку в невыполненном задании. Упражнение пришлось повторить. Эсминцы, уверенно маневрируя на 30-узловом ходу, закрыли дымовой завесой ретирующийся крейсер.
По просьбе советского гостя адмирал Гамбарделла включил в план учений атаку «Тренто» подводными лодками. На подходе к Гаэте две итальянские подводные лодки с дистанции 4 км выпустили по крейсеру четыре торпеды, ни одна из которых не прошла под килем корабля. На успех атаки никто не рассчитывал – в итальянском флоте нормальной дистанцией для атаки считалось 12-14 кабельтовых. В 18 ч. 00 мин. эскадра встала на якорь на рейде Гаэты. На этом закончилось знакомство советских гостей с особенностями итальянской тактики.
Можно отметить, что на начало 30-х годов итальянцы всерьез рассматривали возможность столкновения с французским флотом и отрабатывали различные тактические приемы, и судя по всему основным был - торпедный удар на отходе. Кто знает, может именно такой поход в дальнейшем привел к тому, что итальянские командиры не особо проявляли активность и дерзость в боях с кораблями британского флота, который стал их основным противником. Но это уже тема для другого разговора.
По окончании итальянской командировки советские специалисты вернулись на Родину, и постарались использовать полученные данные в деле восстановления советского ВМФ и его подготовки к войне.
Если у кого-то из читателей появятся сомнения в достоверности данных фактов рекомендую первоисточники: РГА ВМФ (ф.р-303,р-360, р-441); "Вопросы истории" (4/1990, с.40-53), История дипломатии (т.3., М.,1965, с.195,230,392,559), Судостроение (11/1989, с.66), СССР-Италия. Страницы истории 1917-1984 (М.,1985, с.13,35, 41-59, 63).
Спасибо, что дочитали и высказали свое мнение.
По данной теме можно почитать еще здесь:
Наши в Италии: Первом делом – внимание к оружию