Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Просто крикнешь на бегу проводнику слово "форма" и зайдёшь в вагон бесплатно!"

Во времена эпохи существования такого известного и могучего ведомства как МПС (Министерства Путей Сообщения), как то намного вольготней скажу я вам жилось на железке как простому пассажиру, так и трудящемуся на её благо человеку. Всё было намного проще и гуманнее во многих отношениях. Сейчас же в наше дни всё стало намного строже, все считают каждую копейку и бесплатно на железной дороге, которая стала чисто коммерческой структурой в лице правопреемника ОАО "РЖД", ничего получить уже нельзя, за всё и везде теперь нужно платить.

Станция Осташков, на платформу прибывает поезд сообщением Бологое-Великие Луки под тепловозом ТЭП60, 1996 год. Фото: Михаил Тиунчик
Станция Осташков, на платформу прибывает поезд сообщением Бологое-Великие Луки под тепловозом ТЭП60, 1996 год. Фото: Михаил Тиунчик

А тогда, вспоминая 90-е годы ушедшего прошлого столетия, хочу отметить как иногда очень просто можно было абсолютно бесплатно сесть в вагон маленького пригородного поезда, следующего скажем по маршруту Осташков-Бологое.

Станция Осташков, наши дни. Прибытие того же самого поезда Бологое-Великие Луки, но теперь уже в составе не 7-8 вагонов как раньше, а всего лишь двух. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, наши дни. Прибытие того же самого поезда Бологое-Великие Луки, но теперь уже в составе не 7-8 вагонов как раньше, а всего лишь двух. Фото: Алексей Алексеев

90-е годы прошлого века запомнились нам как нелёгкое время тяжёлого экономического кризиса на фоне развала Советского Союза. Людям месяцами задерживали выплату заработной платы, приходилось экономить каждую копейку. Поэтому большим благом считалось съездить на таком вот поезде бесплатно за город к себе в деревню или в лес, чтобы набрать по осени грибов, а на болоте клюквы и выручить затем на рынке какие-то деньги. Мужики с огромными рюкзаками толпились утром на перроне в ожидании поезда, что-то оживленно обсуждая между собой. Многие из них предположительно были железнодорожниками (работали на станции или в депо) и имели право бесплатного служебного проезда, но не все.

- Значит так, вы дружно бегите в вагон следом за мной и громко кричите проводнику слово "форма"! - инструктировал один из них, похожий судя по форме одежды на железнодорожника, своих товарищей.
- Постой, но мы же все без формы, одеты не как ты,- сильно удивлялись те, слушая своего товарища.
- Всё будет в порядке, делай как я говорю, - заверил железнодорожник своих приятелей и те кучно толпой бежали садиться в вагон, выкрикивая по очереди на ходу проводнику кодовое слово, - "форма"!

И что удивительно, у них почти всегда это получалось. В редких случаях проводник действительно кого то останавливал и просил например предъявить ему служебное удостоверение. И то возможно у кого то из них было действительно служебное удостоверение и "форма" так что прицепиться проводнику было не к чему. Сегодня уже конечно же такой фокус нигде не пройдёт, времена уже не те, а тогда это действительно работало. Так в чём же был весь секрет и магия слова "форма"?

Дежурный по станции Баталино одетый строго по форме. Фото: Алексей Вульфов
Дежурный по станции Баталино одетый строго по форме. Фото: Алексей Вульфов

«Форма» — это особая и очень примечательная страничка служебного бытия железки. Формой принято называть не только служебную одежду железнодорожников, но и бесплатные билеты.

Зимние январские зарисовки на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Зимние январские зарисовки на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Ещё с царских времён право бесплатного проезда регламентировалось по дальности сообщения и классу вагона в зависимости от звания владельца билета. Лучше меня этот вопрос описывает в своей книге мой старший товарищ Алексей Вульфов:

Слово «форма» пошло от термина служебный билет формы № такой-то. Чем меньшей была цифра формы, тем большими возможностями пользовался обладатель билета. Например, форма № 1 (министерская, для высшего руководства) позволяла совершать проезд «в мягких и жестких вагонах всех поездов» по всем железным дорогам, а форма № 4 — только на пригородных поездах в пределах одной дороги. К номеру формы добавлялась буква, например 2-А или 2-К, которая уточняла, в каких именно вагонах разрешен бесплатный проезд: 2-А допускала вплоть до четырехместного мягкого, 2-К — только в купейных и т.д. К «форме» выдавались посадочные талоны «на право приобретения плацкарты» (то есть места в вагоне), которые обладатель заполнял от руки: номер «формы», маршрут поездки, фамилию, число лиц, получающих билеты (некоторые «формы» допускали проезд по ним нескольких лиц). Талон отдавали кассиру, который, сверив его со служебным билетом «формы», оставлял талон себе, а «форму» возвращал обладателю.
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"

Выдается форма ровно на год, а затем в конце года сдаётся в отдел кадров в замен на новую аналогичную форму, действующую на следующий календарный год. Существуют ещё и формы для разового оформления проезда на конкретное направление, например Осташков-Санкт-Петербург.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram