Найти тему
Записки иммигранта

Русская экзотика в Америке

Привет из детства. Здесь и далее мои фото.
Привет из детства. Здесь и далее мои фото.

Третьего дня ездили в магазин за продуктами. На парковке мое внимание привлек до боли знакомый из детства тяжелый мотоцикл с коляской. Подойдя поближе, с удивлением обнаружил, что это он и есть - российский "Урал". Это была, конечно, современная его версия, а не старая советская. Нужно сказать, что выглядит аппарат просто отлично. Качественное матовое покрытие, а не привычная "покраска веником". Все никелированные поверхности сияют как зеркало. Мотоцикл выглядел как будто только что из салона, что не удивительно, на чистых американских дорогах. Хотя в целом это все тот же мотоцикл, на котором отцы и деды моих одноклассников ездили на рыбалку или дачу в 80-х, сегодня он выглядит гораздо круче.

Я не особо интересуюсь мотоциклами, но тут же вспомнил статью в каком-то мотожурнале, которую читал еще лет десять назад. На моей прежней работе, на скорой, у нас был санитар Миша, по прозвищу отец Михуил. Кроме алкоголизма и рыбалки он интересовался мотоциклами. Журнал был его. Так вот, из статьи про мотоциклы "Урал" следовало, что они пользуются бешенным успехом на Западе и продукция Ирбитского завода на 90% идет на экспорт. И вот оно, подтверждение. Новенький российский мотоцикл в американском пригороде.

Мы некоторое время были в магазине, а когда вышли, мотоцикла уже не было. К сожалению, я не увидел его владельца. Подозреваю, это был типичный американский байкер. Сегодня, в массе своей, это не те брутальные криминальные типы, у которых Терминатор в 80-х годах отбирал одежду и мотоцикл. Чаще всего, они выглядят как ВИА "Сябры" на пенсии. Немолодые дядьки, а то и дедки с седыми длинными волосами, через которые проглядывает лысина, вислыми усами, седыми же бородами. Часто с ними такого же возраста тетеньки или даже бабушки. Правда, все та же кожаная одежда, татуировки и громкий металл 80-х из колонок присутствуют.

Их часто можно увидеть на трассах и возле кабаков. Передвигаются они на тяжелых мотоциклах, преимущественно классических "Харлеях". (Молодежь выглядит по-другому и предпочитает быстро гонять на шумных спортивных "японцах" и всяких там "эндурах"). Изредка можно увидеть классические мотоциклы с коляской, но я наблюдал их издалека, не знаю, много ли среди них "Уралов". Гораздо чаще можно увидеть здоровенное трехколесное нечто, скорее даже трехколесную машину, чем мотоцикл, иногда даже с прицепом сзади.

Чуть поближе. Красивая штуковина всё-таки!
Чуть поближе. Красивая штуковина всё-таки!

В общем, я искренне порадовался за россиян и Ирбитский мотоциклетный  завод, но придя домой и поискав информацию в интернете, приуныл. К сожалению, не все так радужно. В советское время на заводе работало 9 000 человек, а сейчас ...144! Подозреваю, как обычно, многие из этих людей работают клерками и всякими там бухгалтерами в офисе. Фактически, это не завод, а какая-то артель, с масштабами тюнинговой мастерской. В год делают 1100-1200 мотоциклов, а то и меньше. Ручная сборка, небось. При таких объемах конвейер с автоматикой, наверное, действительно не нужен.

Судя по тому, что мотоциклы продаются по предзаказу, то скорее всего нет равномерной нагрузки на завод в течение года. Есть заказ, есть работа. Большую часть мотоциклов продают, действительно, за рубеж. Причем, больше всего дилеров и продаж как раз в США. Звучит неплохо, но в реальности речь идет о нескольких сотнях мотоциклов в год. Например, есть данные за 2013 год - в США продано 604 мотоцикла.

Впрочем, бывает гораздо хуже. У моего отца был двоюродный брат "Урала" - тяжелый мотоцикл "Днепр 11" с коляской, сделанный на Киевском мотоциклетном заводе. Завод, тоже немаленький в советское время, давным-давно закрылся и распилен на металл, еще в десятых годах.

И все-таки я думаю, главной причиной такого упадка является, прежде всего, катастрофическое падение спроса. Крупнейшим потребителям тяжелых мотоциклов, армии и милиции, эти машины уже не нужны. Не нужны они и обычным гражданам, в качестве транспортного средства.

Не секрет, что в СССР было довольно плохо с автомобилизацией. Мало того, что машины были дороги, они еще и продавались через длинные очереди. Мотоциклы служили советским людям эдаким заменителем автомобиля. Никакой байкерской романтики - просто транспортное средство для поездки на огород или рыбалку. Кстати, поэтому мой отец и ездил на "Днепре", не смотря на наличие кое-каких денег, очередь на машину так и не подошла.

Сегодня с автомобилями в России все в порядке. Обычный условный дачник не будет покупать мотоцикл по цене автомобиля. Теперь это узконишевая вещь для энтузиастов-байкеров, как и  было давным давно в США. Объем рынка небольшой, конкуренция, должно быть, тоже не маленькая. Далеко не каждому байкеру нужна коляска, далеко не каждому охота ездить именно на "Урале". Причем, я не только США имею в виду. Вот взять, хотя бы, супер патриотичную группировку известного всем Залдостанова, я чего-то сомневаюсь, что все они ездят на "Уралах".

Однако, 600 мотоциклов в год на огромную страну, это все-таки мало, я считаю, есть куда расти. Вот постарею, тоже куплю себе "Урал" и буду гонять на нем по прекрасным американским дорогам, если Ирбитский завод еще будет к тому времени существовать.