Не так часто даже профессиональному литератору удается взять интервью у настоящего кузнеца, который не просто работает в кузне, но еще и создает авторские вещи – и интерьерные, и украшения, и для исторической реконструкции.
Итак, знакомьтесь, Зелимхан Евлоев, кузнечных дел мастер.
- Кузнец - это ремесло, мастерство или искусство? Почему одни просто штампуют свои изделия сериями, а другие создают "артефакты" ручной работы.
- Я думаю, что настоящий профессионал – он и ремесленник, и мастер, и художник. Три в одном. Просто художник по металлу – он, в первую очередь, думает об индивидуальном заказе и создание штучной вещи. А ремесленник штампует серийные вещи – и ему это нравится. Все зависит от желания человека.
- Как вы сами стали кузнечных дел мастером и какой путь прошли в профессии? Или это просто - пришел в кузню и начал махать молотом?
- Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты – как говорится, «бери больше – кидай дальше». Все начинают с перекидывания угля, когда ничего не умеют и приходят в кузницу. А потом учатся – переходят постепенно к сварке, а уже потом только – к ковке. Я попутешествовал по всей России, а само обучение заняло у меня где-то лет 7-10.
- Кузнец работает только с металлом?
- Можно сказать, что, помимо металла, кузнец работает со всем, что его окружает. Например, с камнем. Раньше так делали якоря. Валун обковывали в металл – плюс цепь.
Конечно, если речь шла о сундуке, то раньше кузнецу заказывали только кованые детали. Но лично я люблю все делать сам – люблю работать и с деревом.
- Кузнечное искусство – очень древнее. Его часто связывают и с магией, и и даже с шаманизмом. Это так?
- Оно древнее – в том нет сомнений. Не даром говорят: «Кузнец – всем ремеслам отец». Именно коваль мог изготовить плотнику топор, а швее – иглу. Хотя, конечно, игла могла быть и костяной, но железная, все-таки, надежнее.
Считается, что профессия кузнеца возникла в 9 — 7 веках до н.э. в эпоху «железного века».
Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия – огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.
В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.
Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.
На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.
Профессия эта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста – искусного кузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы – звук стука его молота по наковальне.
- Коронный вопрос, который ненавидят люди всех творческих профессий: как вам в голову приходят идеи новых работ?
- Это магия. И добавить мне нечего.
- Где сейчас учат на кузнеца? И где этому искусству учили раньше?
- Когда-то свой кузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера. Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью» производства, а в наши дни упор идет на художественную ковку.
Но все-таки каждый настоящий коваль – художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.
Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь – корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем - в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.
На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все – со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж – гвозди – пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.
- Какие основные инструменты кузнеца?
- Наковальня – один из трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разной и называется иногда «страшно» - например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно, один из главных помощников - кузнечный молот. Вернее, их существует множество – молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик – молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.
Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, - продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.
- Насколько для вас важна историческая правда при создании, например, щита викингов? Я знаю, что вы делаете и щиты, и даже создали коллекцию авторских фибул.
- Вопрос – для чего или для кого он делается - для интерьера или для реконструкторов, например. В первом случае важна декоративность. Такой щит делается как предмет интерьера, ради красоты, по сути. А вот для людей, занимающихся реконструкцией боя, важна история – и я стараюсь делать в большей или меньшей степени «историчную» вещь.
В процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.
Очень важен и орнамент на щите, который для древних воинов становился дополнительной защитой - оберегом.
- А чтобы Вы сами сказали о своей профессии?
- Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это - один из главных секретов мастерства.
Если Вам нужны кованые изделия, пишите Мастеру здесь в яндекс-дзене
или на сайте Ярмарка мастеров: https://www.livemaster.ru/-kovka-
или в инста https://www.instagram.com/fiere_work/
Ютюб канал мастера: https://www.youtube.com/channel/UC31hoAuJk82TRzoYBtldMhg/videos