Вообще, отношения семьи Романовых и поэта были сложными и переплетались не раз. Во-первых, Николай Павлович активно ухаживал за Натали Пушкиной, что, естественно, не нравилось ее великому мужу. Во-вторых, в юности Александр Пушкин, как и все его современники, был платонически влюблен в императрицу Елизавету Алексеевну. Среди некоторых исследователей его творчества есть даже предположение, что знаменитое «Как гений чистой красоты...» посвящен императрице. Ну а третье переплетение — любовь Михаила Михайловича Романова (внук Николая I, сын Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, урожденной Цецилии Баденской) и Софьи Меренберг (внучка А.С. Пушкина по матери).
По истории этих отношений можно было бы снять фильм. Михаил Михайлович только-только заступил на службу и прослыл как отличный наездник, обаятельный, благородный и с хорошими манерами молодой человек. Неудивительно, что почти сразу он завоевал симпатии высшего света. А что делают с теми молодыми аристократичными мужчинами, стоит им хоть как-то выделиться из толпы? Правильно, начинают всюду искать ему невест. Однако, в отличии от многих других мужчин того времени, у Михаила были свои убеждения насчет семьи: крепкая, дружная семья и любовь на всю жизнь. Зачем волочиться за многими дамами, если можно создать крепкие отношения?
Среди кандидатур рассматривались девушки знатного происхождения, даже европейские принцессы. Но тут Михаил влюбился. Это была Екатерина Игнатьева, дочь графа Н.П. Игнатьева. И теперь никакие европейские невесты были ему не нужны — только брак с Екатериной. Не помогли даже путешествия, «чтоб развеять тоску». Во дворце появилась необходимость срочно принять меры, чтобы не допустить неравного брака.
Как бы Михаил не умолял императора Александра III дать согласие на брак, тот хоть и колебался, но решение держал твердо. Для устранения «проблемы» была предпринята обычная мера — отправить великого князя подальше, авось и забудет. Кто бы знал, что мера то будет удачная, но принесет новый разлад в семье и настоящую любовь?
В Ницце Михаил Михайлович знакомиться с графиней Натальей Александровной Меренберг. Александровной, потому что отец этой женщины — великий поэт А.С. Пушкин. И у нее была очаровательная дочь Софья. Родословная была приличная: с одной стороны, род А.С. Пушкина, с другой — династия Нассау. Отец Софьи отказался от престола ради Натальи Пушкиной. Даже судя по фотографиям, Софья была статная, стройная, красивая девушка с величественной осанкой. Чувства к Екатерине Игнатьевой оказались обычной влюбленностью, в внучку поэта же великий князь влюбился по-настоящему.
Но и этот выбор не понравился бы царственной семье. Было решено обвенчаться тайно, в городе Сан-Ремо. Как и предполагалось, реакция родственников была негативная. Александр III этого брака не признал, лишил всего обеспечения, снял Михаила с воинской службы, а главное — запретил въезд в Россию. Он писал: «Этот брак, заключённый наперекор законам нашей страны, требующим моего предварительного согласия, будет рассматриваться в России как недействительный и не имеющий места». Мать Михаила Михайловича, Ольга Федоровна, не смогла перенести такого удара и скончалась от сердечного приступа. Отец великого князя обвинял в этом сына. Для всей царской семьи они стали изгоями. Брак Михаила Михайловича и Софьи Николаевны признали только через 10 лет. Николай II издал указ о законности брака, вернул содержание. А что же сами супруги?
Михаил Михайлович и Софья Николаевна обосновались в Англии, где стали частью высшего света и носили титул графов де Торби, который пожаловала королева Виктория. Они жили в Кенвуде, где их дом стал привечать важных членов английского общества. Михаил Михайлович написал книгу «Никогда не унывай», которую посвятил своей любимой жене. В ней он критиковал систему монархических браков, и в России она была запрещена. Хотя император Николай II все-таки одобрил их брак в 1901 году, в Россию они так и не вернулись.
Это был счастливый брак, в котором родилось 3 детей: Анастасия, Надежда и Михаил. Средняя дочь, Надежда, являлась тетей Филиппу Эдинбургскому, муж королевы Елизаветы II (муж Надежды был родным дядей Филиппа). Софья Николаевна, по воспоминаниям современников, считалась «одной из самых красивых женщин своего времени». Она скончалась в 1927 году, когда ей было 60 лет. Михаил Михайлович пережил ее на 2 года. Оба похоронены в Англии на Хэмпстедском кладбище.
Удивительна и судьба семейной реликвии графов де Торби. Перед свадьбой, счастливый жених заказал невесте тиару из золота, рубинов и бриллиантов. Она могла служить не только тиарой, но и раскладывалась на 3 броши, ожерелье и пару серег. Ювелирное украшение передавалось по линии потомков де Торби, хотя их род прервался после смерти сына Михаила. Тиара не только находилась в семье, но и демонстрировалась публике, а в 2001 году была частью российской экспозиции. Предложений купить украшение было немало, однако родственники стояли на своем. И только благодаря тесному сотрудничеству последней владелицы маркизы Милфорд-Хевен и российских меценатов, в частности участников акции «Возвращение реликвии», состоялось возвращение тиары на родину тех, кому она принадлежала. В данный момент она находится в Эрмитаже.
Читайте так же:
"Чьим сыном был Павел I на самом деле?"
Какой секрет скрывала Мария Федоровна (1847-1928) в своем корсете?
Благодарю Вас за внимание! Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на МОЙ КАНАЛ, делайте репосты. Спасибо Вам за поддержку.