Уже в 30-е годы кино было «наиважнейшим из искусств» и влияло на умы граждан, если и не сильнее всего прочего, то весьма существенно.
В те времена на экраны вышло немалое количество фильмов, которые именовались «оборонными», а проще говоря, показывали либо некие армейские будни, либо будущую войну. В послевоенное советское время эти фильмы не показывали совсем, в постсоветское они тоже не частые гости на телеэкранах. Из фильмов той поры про армию несколько раз показывали «Горячие денёчки» о буднях танкистов.
Что же касается фильмов о будущей войне, то, кроме широко известной киноленты «Если завтра война», я более ничего не припомню. Хотя вроде когда-то и показали «Эскадрилью № 5». В любом случае, говорить о знакомстве широкой аудитории с кинокартинами этого жанра не приходится. А жаль. Поскольку именно фильмы о будущей войне сложили определённое мнение у советских граждан. И просматривая кинокартины того времени, мы можем понять, как виделась будущая война наших дедам и прадедам, и представить, что они могли чувствовать в 41-го году.
Фильм «Эскадрилья № 5», 1939 год . Финал в этом фильме похож на все остальные кинокартины этого жанра 30-х годов.
Хотя Интернет и открывает широкие возможности посмотреть картины той эпохи, тем более, что они являются общественным достоянием, но далеко не всё нам доступно. Часть фильмов была запрещена к показу уже тогда, не все ленты сохранились. До нас не дошли картины: «Беглецы» (1932 год), «Измена» (1933 год), «Высота 88,5» (1932 год), «Возможно завтра» (1932 год). Впрочем, и того, что сохранилось, вполне достаточно.
Понятно, что в рамках статьи нельзя рассказать обо всех фильмах даже кратко.
Поэтому я лишь дам для начала некоторые общие моменты, которые объединяют все произведения, а позже, видимо, сделаю материалы по конкретным картинам.
Не думаю, что удивлю кого-то, если скажу, что все враги СССР, начавшие с ним войну, показаны полными идиотами. Думаю, все видели, как показаны немцы в фильмах 40-х и 50-х годов, так вот и в 30-е всё точно так же.
Наши враги глупы как на уровне конкретного человека: они не умеют метко стрелять и сражаться в рукопашной, бегут при первой же угрозе, трусливо сдаются в плен, так и в глобальном плане. Типичный пример: в одном из фильмов некий вражеский военачальник говорит, что они много лет готовились напасть на СССР, но при этом во всех эпизодах видна просто вопиющая неготовность к войне.
Фильм «Танкисты», 1939 год. Враги настолько плохо подготовились к войне, что не могут даже уничтожить советский танк БТ. Они обкладывают танк соломой, чтобы его сжечь.
Другая особенность наших врагов в том, что их, в большинстве фильмов, не называют конкретно. Чаще всего на Советский Союз нападают некие фашисты. Но не следует думать, что подразумевается обязательно Германия, в СССР того времени смело называли фашистскими любые государства. К таковым относили Польшу и Румынию, все страны Прибалтики. Тем более, что, например, авиация Латвии и Финляндии на своих самолётах использовала свастику, правда, в первом случае красную, во втором — синюю. В фильме «Если завтра война» неназванный враг использует на своих танках свастику, причём именно финского типа, но фильмы же чёрно-белые, так что цвет её непонятен.
Фильм «Родина зовёт», 1936 год. Свастика на самолётах агрессора. С каким-либо реальными обозначениями её идентифицировать не получается.
В фильме «Наполеон Газ» в роли фашистского государства выступает США. Но чаще агрессор всё-таки не назван, и можно лишь по акценту (говорят враги в кино всегда по-русски, но обычно с жутким акцентом) гадать об их принадлежности.
Не сильно помогает и форма, в которую одеты враги, а тем более вооружение, так как обычно используется советское, хотя изредка в кадрах появляются различные трофеи времён Первой Мировой и Гражданской войн.
Интересно, что ни в одном из фильмов не изображён Сталин в виде гениального полководца. Да и в целом всем кинокартинам не хватает того, что я бы назвал стратегической картиной происходящего. Война получается какая-то мелкая. Хотя вроде бы и оперируют огромными цифрами, так в фильме «Глубокий рейд» в бой идут сразу сотни тяжелых бомбардировщиков, но все боевые действия в лучшем случае армейского масштаба. Враги атакуют наш город, иногда несколько, мы в ответ тоже наносим удар по одному или двум-трём городам, или каким-то важным объектам.
Фильм «Глубокий рейд», 1938 год. Интересно количество задействованных советских самолётов, свыше восьми сотен только тяжёлых бомбардировщиков.
Основные же события вообще привязаны к нескольким конкретным лётчикам или танкистам, а обо всем остальном мы узнаём лишь по обрывкам фраз. При этом Красная Армия наносит сокрушительный разгром всем силам врага, но это как-то очень невнятно.
Собственно, весь советский кинематограф обычно показывал войну именно на уровне отдельных бойцов. Но поскольку фоном всех событий в любом случае была реальная война, историю которой мы знали, то это не имело значения. В случае же с фильмами, о которых идёт речь, мы узнаем лишь о конкретных подвигах, но о сути самой войны в глобальном плане почти ничего не известно. Враг напал и его разбили, а что и как — нам неведомо, и на эту тему создатели фильма просто не заморачивались.
Хотя в фильмах много сцен, которые с упоением станут смотреть любители военной техники: показаны большие массы танков, самолётов, артиллерии, высадка воздушных десантов, использованы кадры хроники или съёмка военных с учений. Причем многие кадры учений в разных фильмах повторяются.
Фильм «Родина зовёт», 1936 год. Кадры с учений, где показано десантирование танков посадочным способом
Что характерно для всех фильмов — это то, что агрессор напал внезапно, без объявления войны, чаще всего начав с бомбардировки городов. Тут наблюдается такое поразительное сходство с 41-м годом, что просто раздолье для любителей строить конспирологические теории.
А вот в чем кардинальное отличие от действительности, так это в массовом использовании агрессорами химического оружия. Практически во всех фильмах враги сбрасывают именно химические бомбы. Весь сюжет фильма «Наполеон Газ» построен именно на использовании химического оружия, причём с обеих сторон: Красная Армия уничтожает врага, готовящегося нанести удар химическими бомбами по Ленинграду газовой атакой беспилотников.
Фильм «Наполеон Газ», 1925 год. Фашисты готовятся уничтожить Ленинград, но их самих уничтожат советские газовые радиоуправляемые бомбы.
Впрочем, все фильмы в целом сняты так, что сразу показывают уровень компетентности их создателей в делах военных. Сразу вспоминается классика:
«имевшая о … такое же представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореографических курсов имени Леонардо да Винчи, предполагающая, что творог добывается из вареников».
Очень рекомендую всем посмотреть упомянутые выше фильмы хотя бы раз. Не пожалеете.
Пока писал этот небольшой обзор, лишний раз убедился, что стоит подготовить отдельные материалы по конкретным фильмам, думаю, это будет интересно. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Пока же рекомендую вам мою статью: