Найти в Дзене
Жёлтый

Уловки производителей, чтобы люди все время покупали новые машины

Где-то в конце девяностых-начале двухтысячных производители просекли, что можно зарабатывать гораздо больше денег, если не пытаться сделать машину на века. Всего-то нужно было придумать, как заставить людей вновь и вновь покупать новую машину вместо прежней (умышленно не говорю "старой").

Тут надо сказать на помощь пришел ещё и технический прогресс с эпохой перепроизводства и одноразовых вещей, так что автопроизводителям почти не пришлось ничего придумывать.

Первое, что они начали делать - каждые три года обновлять машину. Это называется рестайлингом. Хотя раньше одна модель могла стоять на конвейере 10-15 лет без всяких изменений во внешности.

Идея сама по себе не нова, ей активно пользовались американцы при выпуске масл-каров. Новый кузов мог появляться буквально каждые год-полтора и это сильно подстегивало продажи. Этот же принцип работает и сейчас. Больше всего в нём преуспели китайцы. Они выкатывают обновленные модели раз в год или два. Иногда к рестайлинговым немного доработанным моделям добавляют всякие приставки типа Pro, Life, X.

Понятно что после того, как выходит обновленная (пусть и чисто косметически) версия, дорестайлинговая считается уже как бы устаревшей и люди дружно двигаются в сторону дилерских центров, чтобы быть в тренде, а не ездить на "старье". К слову сказать, частые рестайлинги стали возможны благодаря тому, что теперь машины рисуют на компьютерах, а не на бумаге, как раньше. А это в десятки раз быстрее.

Кроме внешнего обновления покупать новые машины людей заставляют мультимедийные системы и всякие современные примочки. Не секрет, что электроника сейчас развивается семимильными шагами и автопроизводители просто не успевают ставить в свои модели все самое интересное и новое.

Автомобильные мультимедийные системы всегда отстают по возможностям и техническим характеристикам от планшетов, которые можно купить в магазине. Стремительно меняются аудиовходы. Если вчера надо было ставить USB, сегодня уже USB type-C, беспроводные зарядки, должна быть поддержка Apple и Android.

При этом производители не делают так, как раньше, чтобы головное устройство можно было поменять отдельно от машины, сегодня они даже в самые дешевые машины стараются поставить какую-то свою мультимедийную систему. Да такую, чтобы она была нестандартной формы и с функциями борткомпьютера. Короче говоря, чтобы нельзя было просто так её сменить на нештатную.

В общем, автомобиль превращается в своего рода гаджет. А гаджеты быстро устаревают. Год-максимум два и на помойку. Я покупал смартфон два года назад, но по нынешним меркам он уже безнадежно устарел, у него всего 2 камеры сзади, всего 64 Гб памяти и не самый быстрый процессор. По тому же пути идут и автомобили.

Очень быстро помимо гаджетов и мультимедиа развиваются электронные помощники. Системы автоматической парковки, активный круиз-контроль, системы распознавания знаков, пешеходов, разметки и так далее. Чтобы получить новую электронную систему, приходится покупать новую машину.

Ну и ещё две вещи. Это для тех, кто не поддается на перечисленные выше уловки. Нам внушили, что после гарантии машина обязательно начнет ломаться, сыпаться и высасывать деньги. К сожалению, в некоторых случаях это действительно так. Двигатели и коробки передач сейчас уже не такие надежные, как раньше. Не говоря уже про подвеску и другие моменты.

Хотя в целом надежность ратсет, благодаря компьютерам автопроизводителям удается довольно точно прогнозировать износ всех деталей. Если раньше запчасти делались с запасом прочности и по большому счету предсказать когда и что сломается было нельзя, то сегодня с большой болей вероятности можно это предсказать.

Автопроизводители подгоняют (программируют) износ таким образом, чтобы детали отходили гарантийный срок, а дальше хоть все разом может сломаться. Усложняется это тем, что многие автопроизводители создают только видимость надежности. Мол, коробка передач настолько надежна, что масло в рассчитано на весь срок службы. Но в результате такого обращения коробка живет на 300 000 км, а только 150.

Можно возразить, что дело идет не к уменьшению, а к увеличению гарантийного срока. Раньше ведь редко какая иномарка была с гарантией больше двух лет и 100 000 км. А теперь дают гарантию 3-5 лет и до 150 000 км. Это как раз и говорит о том, что программировать износ удается все точнее.

Именно по этой причине многие меняют машины часто, желательно до окончания гарантии, чтобы не попасть на деньги и дорогой ремонт, когда придется менять много всего и разом. И именно поэтому срок владения автомобилям в современном мире (и России в том числе) всего 2-3 года - это исторический минимум, хотя раньше машины покупали на десятилетия, если не на полжизни.