В ливанской прессе пишут о том, что в район, пострадавший от взрыва, начали слетаться стервятники. Зная, что у многих семей нет огромного количества денег на ремонт пострадавшего здания, они пытаются выкупить его у владельцев. Разумеется, по цене, заведомо меньшей, чем стоил дом до того, как ему был нанесен ущерб взрывной волной.
Возможно, конечно, что не все так уж и плохо: может быть, что-то хочет заиметь резиденцию или офис в элитном районе старой застройки. И действительно хочет выкупить здание и его восстановить. Но у бейрутцев уже есть очень негативный опыт: центр города, фактически, лишился сотен исторических зданий, которые были варварски снесены, а на их месте выросли те самые башни из стекла и бетона, стеклянный дождь с которых ранил тысячи прохожих и жителей самих новых зданий.
Те дома можно было отремонтировать, сохранились фотографии и кадры кинохроники. Но город "пустили под нож". Гарантии, что эта урбанистическая трагедия не повторится снова, нет. А шансов на то, что бездушные дельцы уничтожат то немногое, что еще оставалось, много.
Я, во время своих брожений в пострадавших кварталах, видела около двух десятков серьезно поврежденных исторических зданий (им где-то 150-100 лет). Упал, насколько я знаю, только один дом, о нем я расскажу отдельно. И один очень сильно пострадал, но, наверное, можно восстановить и надстроить то, что упало. В основном, повреждения фрагментарные. Где-то окна и балконы "вылетели", где-то кусок стены обрушился. Кстати, в ряде случаев стены заново можно сложить из тех же самых "родных" камней - их просто повыбивало и они лежат где-то рядом. Вот тут мне сначала милицейские не давали пройти: дом башка попадет, стена треснула. Но я объяснила, что по мне даже снайперы в Сирии ни разу не попали, потому вероятность того, что дом успеет спикировать, пока я бегу мимо, низка. Пропустили.
Вот эта трещина, стену надо выравнивать и "склеивать" заново. Но это вполне возможно. А вот пока не починят, жить в нем нельзя.
Ливанцы сделали вот такой маленький милый видеоролик, посмотрите.
Надпись на транспаранте "Остаемся". Люди не хотят покидать свои дома.
Многие же тут выросли, если не родились. Это родные стены. Пусть даже над ними в прямом смысле снесло черепичную крышу.
У нас сейчас ввели двухнедельный режим самоизоляции из-за любимого всеми заболевания (домитинговались и дотусовались). Многое не работает, ибо сказали, чтоб кто может сидеть дома, сидел, но не ловят и не штрафуют. Но владельцам пострадавшего района специальным указом разрешено вести работы по восстановлению зданий, ездить за стройматериалами и т.п. Вот, прямо так, отдельным документом.
Чтобы смогли остаться. Люди и та часть истории, в которой они живут.
Чуть не забыла, дописываю: говорят, что с предложением выкупить дома, приходят некие политики. Они не называются прямо, однако: это христианский район, маловероятно, что сюда шииты или сунниты скупать недвижимость идут. То есть, кто? Католики-марониты. Те партии, что стоят за беспорядками. Ие, кто в 1975 году развязал гражданскую войну. Те, кто были у власти в этой стране почти 28 лет и кто эту власть стал терять после выборов двухлетней давности, когда победили Хезболла и ее союзники. У них ЕСТЬ ДЕНЬГИ НА СКУПКУ ДОМОВ. Вопросы о том, кто разворововал эту страну, у вас еще остались? Тайное становится явным.