ВЕНЕЦИЯ (Venezia).
Архипелаг из 117 островов, на которых расположилась Венеция, находится посреди обширного мелководья Венецианской лагуны. Городская территория включает острова лагуны, и область материковой Венеции, до которой до островов 4 километра.
Острова, на которых стоит город, низкие, плоские, поднимаются над уровнем моря не более чем на полметра, и создается впечатление, что Венеция вырастает прямо из воды.
В Венеции насчитывается около 150 каналов и 409 мостов. Замена деревянных мостов на каменные была сделана после 1480 г. Ж/д мост-дамба соединил Венецию с материком в 1846 г. , а в 1932 г. параллельно ему была построена автострада.
От ж/д вокзала Санта-Лючия (p. le Roma) до площади Сан-Марко (p. San Marco) можно добраться водном транспорте вапоретто (vaporetto)-это аналог нашего общественного транспорта. Для тех, кто ограничен во времени, имейте ввиду, что такой "автобус" идет ("плывет") очень медленно, со всеми остановками, и время в пути может занять от 45 минут до 1 часа. Пешая прогулка от ж/д вокзала до площади Сан-Марко займет около получаса (Важно!! внимательно изучите карту Венеции, так как много извилистых улочек, и можно запутаться, "крутясь" по одному и тому же месту).
Район Сан-Марко
Ограниченная размерами островов Венеция на протяжении веков не растет и почти не меняется. В старом центре есть лишь единичные архитектурные сооружения XX в. , например, деревянный мост Понте-Академия (который возвели временно, но потом к нему привыкли и решили сохранить). Да и ближе к окраине новых зданий немного -это вокзал Санта-Лючия, многоэтажные стоянки и некоторые сооружения на p. Roma и на острове Тронкетто.
Площадь Сан-Марко (p. San Marco)-главная площадь Венеции (в плане Г-образной формы) и условно делится на собственно площадь и Пьяццетту. Для большинства туристов вид на p. San Marco открывается со стороны лагуны, сквозь незамкнутое пространство Пьяццетты, обрамленное фасадом Дворца дожей и резным кружевом галерей библиотеки Сансовиниана.
На берегу Бачино-ди-Сан-Марко возвышаются две монолитные колонны, доставленные в Венецию в XII в., когда венецианцы участвовали в Крестовых походах. Везли три колонны, но при выгрузке одна утонула. Колонны установили у "парадного входа" на площадь со стороны площади и украсили символическими изображениями святых покровителей города-крылатый лев (символ святого Марка) и его предшественника святого Теодора , который по сей день остается одним из почитаемых святых в городе. Святой Теодор хранил Венецию до того дня, когда в город доставили мощи евангелиста Марка, тайно вывезенные из Александрии.
Бронзовый лев привезен из Персии во время правления Сасанидов (IV), а мраморная фигура святого Теодора составлена из двух частей: на римский торс времен императора Адриана водрузили мраморный портрет Митридата Понтийского.
На восточной стороне Пьяццетты стоит Дворец дожей, или палаццо-Дукале (Palazzo Ducale). Первый дворец правителя Венеции появился на этом месте в IX в. Это была крепость, окруженная рвом с водой. когда необходимость в укреплении отпала, ров засыпали, а во второй половине XII в. возвели двухэтажный дворец, состоящий из 3-х частей,-в одной находились апартаменты дожа, в другой-помещения Большого совета, а в третьей-Дворец правосудия, фасадом выходящий на Пьяццетту.
Сейчас Дворец дожей (его строительство началось в 1309 г.) состоит из трех корпусов-восточного, южного и западного. С северной стороны декоративные архитектурные элементы связывают дворец с собором Сан-Марко.
Фасад южного корпуса, выходящий на Molo (набережная Моло) у Бачино-ди-Сан-Марко, получил нынешний вид при реконструкции 1340-1370 гг. Характерным элементом оформления стала аркада, верх которой украшает "каменное кружево"-цепочка каменных кругов с прорезанными в них отверстиями в виде четырехлистника. Такие же элементы украшают и оконные проемы здания. Мотив кружева повторяется в других венецианских зданиях. В это же время появилась и характерная облицовка фасада-ковровым рисунком из мелкой мраморной плитки.
В начале XV в. семья Мазенье оформила центральное окно Дворца дожей изящным балконом.
Архитектурное оформление западного корпуса (перестроено в 1424-1438 гг.), обрамляющего Пьяццетту, повторяет стиль южного, равного ему по длине. На углу-скульптурная группа "Суд Соломона". Она символизирует первоначальное назначение здания как Дворца правосудия, над ним-архангел Гавриил.
Порта-дель-Фрументо, главный вход во Дворец дожей, располагался в южном крыле, со стороны набережной (сейчас там кассы и вход в музей дворца).
Между западным крылом и собором Сан-Марко был построен парадный вход во дворец со стороны Пьяццетты (Дж. и Б. Бонами, 1438-1443)-Порта-делла-Карта. Над воротами скульптурная группа изображает преклоняющего колени перед крылатым львом дожа Франческо Фоскари (1423-1457), который много строил за время своего правления и увековечил свое имя в названиях возведенных им зданиях. От Порта-делла-Карта через арку Фоскари можно пройти на лестницу Гигантов (А. Риццо, 1483-1490). В 1566 г. Сансовино установил на верхней площадке лестницы фигуры Марса и Нептуна (символы политики Венеции на суше и на море). Здесь проводили церемонию возведения в сан дожа перед тем, как его представляли народу на площади. В отделке лестницы прослеживаются военные и геральдические мотивы.
Справа от лестницы-большой внутренний двор. Фасады со стороны лагуны и Пьяццетты отделаны в XIV-XV вв. Лестница Гигантов отделяет небольшой дворик Сенаторов, оформленный в 1545-1549 гг. архитектором Скарпаньино.
Фасады со стороны лагуны и Пьяццетты отделаны в XIV-XV вв. Лестница Гигантов отделяет небольшой дворик Сенаторов, оформленный в 1545-1549 гг. архитектором Скарпаньино.
В 1614 г. был закончен портик Фоскари с часами , которые обращены внутрь большого двора (архитектор Монополо и П. Читтаделла).
После страшного пожара 1483 г. началась реконструкция восточного корпуса (архитекторы А. Риццо, П. Ломбардо, Дж. Спавенто и А. Скарпаньино), стены которого опускаются в воду канала Рио-дель-палаццо. Нижние этажи были приспособлены под конюшни, помещения для охраны и арсенала и тюрьмы. На верхних этажах разместились Сенат и Коллегия (Collegio).
Золотая лестница (архитектор Я. Сансовино) ведет к аппартаментам дожа на третьем этаже в северной части корпуса, остальную часть этажа занимали залы Дворца правосудия, интерьеры которого украшают роскошные потолки и живопись Тициана, Веронезе, Тинторетто, Беллини, Карпаччо и Босха.
В зале Коллегии (Коледжо)-четыре работы Веронезе (две картины с аллегориями, "Прославление победы в битве при Лепанто", "Марс и Нептун") и два полотна Тинторетто с изображением дожей. В зале Сената Тинторетто принадлежит росписи "Триумф Венеции" (плафон), "Дож Лоредан и святой Марк", "Преклонение дожей Пьетро Ландо и Маркантонио Тревизано телу Христа, поддерживаемому ангелами. Рамы выполнены в 1587 г. К. Сорте. В зале Большого совета есть также ростиси Тинторетто и Веронезе, парные картины всех дожей Венеции и исторические картины на тему борьбы между папой Александром III и Фридрихом Барбароссой и примирения их дожем С. Дзиани и на темы IV Крестового похода.
Первоначально во дворце Правосудия были и тюрьмы: pozzi (поцци)-тесные и сырые застенки-колодцы в нижнем этаже, и piombi (пиомби)-камеры, размещавшиеся под свинцовыми крышами, где узники страдали от перепадов температур и духоты (отсюда некогда совершил побег Дж. Казанова). В XVI-XVII вв. на противоположной стороне канала Рио-ди Палаццо построили Новые тюрьмы, которые с Дворцом правосудия соединил мост (1602), прозванный мостом Вздохов. Расположенный на большой высоте, закрытый со всех сторон (в том числе и сверху), мост имеет небольшие зарешеченные окошки. Через них осужденный, которого вели из зала суда в тюремную камеру, мог в последний раз взглянуть на город. А вздохи несчастных дали имя мосту.
Продолжим знакомство с Венецией, посетим базилику Сан-Марко....