Расскажу об одной учительнице, которая осталась в моей памяти. Но, увы, не в приятных воспоминаниях, а, скорее, наоборот.
Когда я пришла в педучилище (после 8 класса), то у нас ещё два года преподавалась алгебра. Мы получали специальность и заканчивали среднюю школу одновременно. Учиться было очень интересно, класс состоял из одних девчонок, так как это было дошкольное отделение.
Мы любили своих учителей, кроме одной. Это была учительница математики Екатерина Петровна (имя изменено). Была она тогда уже немолодой, пенсионного возраста. С сильной хромотой, в вечном старомодном грубом и дешёвом парике.
Она со звонком входила в класс и тут же воцарялась гробовая тишина. Екатерина Петровна входила как туча, несла под мышкой классный журнал и свою неизменную толстую общую тетрадку, где были написаны все её формулы, теоремы, задачи и уравнения.
Говорила она тихим, каким-то едким вкрадчивым голосом и ставила бесконечные жирные двойки в журнал беспощадно, с каким-то нескрываемым удовольствием…
Я сидела за первой партой, поэтому всегда видела, что творится в журнале. Слышала, как всхлипывали девчонки где-то сзади в классе. Те, кому Екатерина Петровна ставила двойки. После каждой двойки, поставленной сразу в журнал, класс цепенел. А учительница уже вела ручкой по списку, выискивая очередную жертву.
Было от чего плакать. Учились в основном девочки из деревень и сел. Семьи были с небольшим достатком, можно сказать, что бедные. Девчонки, чтобы пропитаться, везли из дома даже картошку.
Особо нуждающимся выдавали талоны на питание в студенческую недорогую столовую. А ещё и стипендию за неуспеваемость не платили. К тому же могли просто отчислить из училища.
А какая была школа в деревнях? Не везде уж так сильно преподавали математику. Да и зачем она была уж так нам нужна, если мы учились на воспитателя детского сада? Некоторым девочкам было трудно очень.
Двоих девчонок так и не пощадила строгая Катя (так мы звали нашу математичку за глаза). Они были отчислены на первом же году обучения. Не осилили тригонометрию… Алгебраические функции.
Странные отношения сложились и у меня с этой учительницей. Я очень переживала за двойки одноклассниц. Жалела их и расстраивалась тоже. То ли Катя видела это в моих глазах, не знаю. Но невзлюбила она меня тоже.
Хотя я была и в школе круглой отличницей, и в училище – одни пятёрки, но на её уроках она всегда мне ставила четвёрки. За редким исключением мне удавалось получить «отлично». Это если работа письменная, контрольная - на бумаге - не придерёшься.
А если у доски отвечаю или какая-то проходная самостоятельная, то хоть лопни – ни одной оговорки или ошибки, но четвёрка! Ещё и скажет: «Молодец! Хорошо. Садись. Четыре».
Я краснела от досады. Но никогда ей ни слова не возразила. Старалась даже разочарованного вида не показывать. Во-первых, была воспитана так. Раньше мы не спорили с учителями, как вольно это могут делать современные дети. А во-вторых, я прекрасно понимала, что мне мстят. Так же, как и беззащитным девочкам, не очень сильным в этой алгебре.
Я чувствовала, что все мы жертвы, заложницы этой старой и больной учительницы, ненавидящей нас. За что? За молодость? За здоровье? Не понятно…
Но то, что Екатерина Петровна упивалась своей властью над нами, это факт. Это все видели и чувствовали. Но поделать ничего не могли.
Да и мне эти пятёрки не очень-то нужны были, но я шла на красный диплом. Тогда для меня это казалось важным – диплом с отличием. А теперь думается: и зачем? Совсем необязательно было так уж стараться.
Екатерину Петровну мы просто физически терпели два года. Все это время учительница приходила в класс со своей тетрадкой, и, глядя в неё чертила на доске мелом цифры, нудным голосом озвучивая написанное. Видимо, наизусть она не знала ни одного уравнения, ни одной формулы…Всегда глядела в тетрадку.
А с нас требовала все формулы и решения наизусть…
Училище я закончила с отличием. Прошел год. Как-то, купаясь в реке с подругами, я увидела на берегу гуляющую с внуком Екатерину Петровну. Мне надо было выходить из воды. Я отплыла подальше от учительницы и вышла на берег в отдаленном месте, чтобы не видеть её и не здороваться…
Это моё право.
Интересно, а были ли Вы в подобных ситуациях, или Ваши родные? Напишите в комментариях.
Спасибо за внимание, ЛАЙК и ПОДПИСКУ!
Только ты
В покоях императрицы. Павловск. Что поразило
До новых встреч на канале!