Найти тему

Дистанционная работа или рабство в изоляции.

«Рабы – это говорящие орудия труда». «Рабы трудились от рассвета до темноты. 
На ночь рабов запирали в тюрьмы. Хозяин следил, 
чтобы раб не остался без работы, 
чтобы он непрерывно приносил хозяину доход».
-Древний Рим, II в. до н.э.
«Рабы – это говорящие орудия труда». «Рабы трудились от рассвета до темноты. На ночь рабов запирали в тюрьмы. Хозяин следил, чтобы раб не остался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход». -Древний Рим, II в. до н.э.

Глобальной проблемой, влияющей на психику и здоровье людей в дистанционной работе, стал ее круглосуточный график. С дополнительной нагрузкой в виде давления разговорами о сокращениях и прогнозах работодателей о не долгосрочности трудовых отношений.

Вопросы от коллег из городов/ стран с иным часовым поясом, как следствие – задания, которые эскалируются на работников в любое время дня или ночи. И нет возможности сделать какой-либо срез, чтобы посмотреть какой результат принес такой «бешенный» труд. Установить для себя отметку для нового движения вперед. А, следовательно, результат не виден. Что стало напоминать одну большую проблему с бесконечной пролонгацией, Авгиевы конюшни. Не хватает времени элементарно переключиться на семью, ее сложности. («когда?»)

Если то, что написано знакомо вам, то вы не одни. Как человек, который знаком с таким режимом, скажу: - "не удивляйтесь, что у вас впоследствии такого графика наступил предел – проблемы со здоровьем, депрессия, слабость, стресс, нежелание двигаться к новым целям. Это последствия, которые, как узнала, переживают многие". У некоторых обострились хронические заболевания. Многие обратились к психологам, чтобы восстановить эмоциональное здоровье. И, пожалуй, спрос на успокоительные увеличился, что, несомненно, привело к приросту доходности фармацевтическим компаниям.

Все пытаются изменить ситуацию. Сложнее ли верующим?

Наверное, может помочь дисциплина. Наверное, может дать силы христианская любовь. Любовь к ближнему, близкому человеку, к семье. Принимая во внимание, что христианин – это человек свободный, обладающий правом быть самим собой, имеющий над собою власть, такую, которая не позволит никогда не поддаваться тому, что не достойно его самого или убеждений его и его Бога, порой иных ценностей. Христианин кроток и скромен. Он – ученик и друг Христа, как и Он верит в человека. Любит ближнего как самого себя. Или стремится к этому. Когда не думает, что относится к нему, а думает о возможности быть полезным ближнему. А ближний – это не только тот, кто рядом, а тот, кто нуждается в тебе. Когда в момент исчерпания сил не думаешь о себе, а делаешь «что нужно». Потому что нужен, потому что кормилец, потому что…

Но получается, одновременно, следует подавлять духовные потребности, в виду того, что многим работодателям стала выгодна такая жизненная позиция христианина и ею, порой, они злоупотребляют. И, все же, если не проанализировать более дальновидно, то соблазн такой легкой выгоды может обернуться для организаций снижением показателей.

Информационные источники помимо сложности ситуации не помогают, а напротив, как мне кажется, вредят или дезориентируют, указывая или рекомендуя то, что нам якобы необходимо «оперативно» научиться «самостоятельно» выстраивать свой рабочий процесс, «собирать себя», «встраиваться в режим офисных коллег» любых регионов или стран. Как будто подстегивают людей, словно нерадивую кобылу. Недавно читала статью, в которой один эксперт выразил свое мнение, заключающееся в том, что работать круглосуточно в первые три и более недель – это «нормально». Знаете, не могу знать какое ваше мнение, но у меня появилось ощущение, что этот эксперт понятия не имеет о том, что такое круглосуточная работа. В противном случае, думаю, что не было бы такого утверждения, на мой взгляд, несколько не обоснованного.

Также нашла мнение специалистов, что человек «приспособится». Что работа будет требовать меньше времени и эмоциональных затрат. Т.е. приспособиться к такому режиму? Научиться почти не спать? Смириться с отсутствием ресурсов на развитие личности? Возможно «личность» как термин должен исчезнуть? Ведь зачем «говорящему орудию труда» личность.

Т.е. выходит, что от нас требуется убедить себя меньше спать, стать людьми без эмоций, работающих без сетований в тяжелых моральных условиях, подавить духовные стремления. И настроиться на жесткий, объемный рабочий график и полностью рационализировать свою жизнь под рабочий план. А эмоции, любовь, умение мыслить: развитие интеллектуальных и духовных ценностей не входят в такой режим. Или могут быть только по расписанию, продиктованного условиями удаленки.

Узнали, наверное, на что это похоже. Во-первых, на формирование у нас системы ценностей типа «быдло», состоящей из понятий «стадность», «скот». И только три вещи интересов: еда, промискуитет, зрелища. Система «быдло» не выносит личности, свободу и умение мыслить, потому как «стадо» может обладать только примитивным коллективным разумом или инстинктивно-двигательным центром, который настроен на удовлетворение животных потребностей. Эта система не приемлет личность, инакомыслие, поэтому как в стаде большинство всегда преобладает над меньшинством, а общественное всегда выше личного. Ответственность и достоинство отрицаются, как черты, потому что главными достоинствами у быдла считается покорность и управляемость.

Во-вторых, эта схема может быть схожа с рабовладельческим строем.

Хорошим примером описания может послужить рассказ Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Или роман - фантастика Евгения Замятина «Мы». В рассказе автор описал жителей государства будущего без понятия личность. Люди не имели имен, только номера. И жители города не роптали. Они жили только по строжайшим законам разума, логики.

Но все же, мы не во фантастическом романе. Мы здесь, сейчас и это наша жизнь. Не потерять бы нам душу.

***

Что же касается сходства с рабовладельческим строем или крепостным правом, то история уже засвидетельствовала печальный опыт в данном направлении. Который, на мой взгляд, должен учитываться.

Смотрите сами.

Первые сведения о рабстве встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера. Также есть древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии, относящиеся к началу 3-го тысячелетия до н.э. В библейских источниках рабство описано было до потопа. Рабский труд был ключевой частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств (Золотая орда, Крымское Ханство и ранняя Османская Турция).

Причиной рабства был низкий уровень организации производства. Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий. Выгодность в нем уменьшалась, так как приводило к тому, что с определенного момента при невольничьем труде производство перестало возрастать. При этом, история рабовладельческих обществ в странах древнего Востока, Греции и Риме показывает, что неизбежность обострения классовой борьбы порабощенных масс против своих угнетателей.

Со временем, в средние века, появился новый виток – институт крепостничества. Что привело в результате к тождественному результату, что труд, вынуждаемый страхом наказания (сейчас сокращения) сам по себе не успешен и непроизводителен.

На рабском труде африканцев, какое-то время, держалась экономика Южного Ирака вплоть до восстания зинджей, из-за тяжелых условий рабов. Всплеск рабства был в Европе, в Новом свете, в XVII в., после эпохи географических открытий. По причине колонизации. В истории отмечены наихудшие условия колонизируемых. А в США возрастающее напряжение между свободным Севером и рабовладельческим Южным штатами привело к гражданской войне.

-2

Основные причины революции XVIIIв. во Франции - отсутствие четкого законодательства, узурпация по отношению к правам сословий, народа.

В 1917 году одной из причин революции в России был ненормированный график труда.

***

Читая новости стала больше слышать, что компании все чаще злоупотребляют личным временем своих сотрудников. Одновременно нужно работать и следить за детьми, здоровьем пожилых. Принимая во внимание и вынужденное заключение в четырех стенах. И мы все больше соответствуем определению о рабе. Люди не могут разделить дом и разделить работу, оставаться духовно подкрепленными.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость в людях с мягкотелостью и бесхребетностью. Если подумать, то, возможно, это произошло из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем посредством морального и физического давления/ насилия над ближним. Но кротость и смирение-это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. И тогда, как правило, с определенного момента, конфликты в жизни человека могут прекратиться.

Так и духовному человеку, думаю, стоит определить те пределы, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. Эти рубежи нужно отстаивать. Но отстаивать следует то, что действительно важно.

При стрессе люди склонны действовать быстрее, работать больше, когда дополнительно такой процесс так тотально поддерживается средой. Но период адреналинового рабочего подъема первых недель на удаленке прошел. Очевидно, что показатели производственного процесса, результатов начнут падать, если не принять во внимание все сложности.

Чтобы исправить ситуацию в Госдуме и Совете Федераций планируют внести в Трудовой кодекс новые понятия. А, ведь, вместе с тем, вопрос не может быть решен только на законодательном уровне. Прежде чем применять к работникам условно термин «орудие труда», необходимо сделать переоценку замыслов. Ведь и исторически доказано, что труд в тяжелых условиях и снижение системы ценностей до быдла может привести к снижению качества производительности, снижению дохода, деградации нации. А также снижению государственной ценности.

И всё же, человек не может не иметь целей, планов на жизнь. И, думаю, важно, чтобы они сочетались со спасением души. Милость Божия да пребудет с вами!