Как правило, первый аргумент, который приводит горделиво армянин, когда хочет подчеркнуть древность своей нации, – это год рождения Еревана. При этом он обязательно отметит, что Ереван на несколько лет старше Рима, а в качестве доказательства непременно сошлется на крепость Эребуни, построенную в 782 году до н.э царем Урарту Аргишти I. Для пущей важности он может процитировать и текст клинописи, который в Армении многие знают чуть ли не с малых лет: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; дал ей имя Эребуни…»
Когда в 1879 году житель одного из окрестных сел возле холма Арин-Берд нашел небольшую гладкоотесанную базальтовую плиту с непонятными насечками, он совершенно не подозревал, что спустя девяносто лет археологи отроют здесь метр за метром одну из древнейших крепостей могущественного рабовладельческого государства Древнего Востока. Плита пролежала у него на дворе пятнадцать лет, пока случайно не попала на глаза русскому ученому-антропологу Алексею Ивановскому, заинтересовавшемуся находкой. Расшифровка надписи гласила, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище. Но она привлекла внимание ученых к холму Арин-Берд на очень короткое время, поскольку основные поиски были сосредоточены в районе озера Ван, где находилась древняя столица Урарту – Тушпа. Добрались археологи до холма в Ереване только в 1947 году, когда экспедиция под руководством академика Бориса Пиотровского провела на нем небольшие разведывательные работы.
Через три года были обнаружены две базальтовые плиты, покрытые клинописью. Одна сообщала о строительстве зернохранилища урартским царем Сардури II, а вторая – о постройке крепости Эребуни царем Аргишти I. В 1958 году археологи нашли еще одну надпись на плите, вмурованной в древнюю стену, что окончательно развеяло все сомнения в том, что перед археологами действительно древняя крепость Эребуни – именно об этом гласил клинописный текст, подтверждая тексты ранее найденных плит.
Развернувшиеся полномасштабные раскопки позволили установить, что постройка на холме представляет собой вушительное сооружение дворцового типа. Были также обнаружены 23 клинописные таблички царей Аргишти I, Сардури II и Русы III, а вот предметов материальной культуры на холме Эребуни оказалось немного. Странным образом большая часть предметов и артефактов этой крепости, в число которых входили щит и шлем царя Аргишти I – основателя Эребунийской крепости, были найдены на другом холме – Кармир-Блуре, где проводились раскопки другой урартской крепости – Тейшебаини.
Объяснение было найдено, когда ученые, собрав достаточное количество фактов, смогли получить целостную картину возвышения и падения царства Урарту. Теряя под ударами мидян и бывших своих союзников – скифов и киммерийцев – одну крепость за другой, сюда в Тейшебаини – последний бастион защиты, по приказу царя заблаговременно перевезли большую часть имущества крепости Эребуни.
Спустя два с половиной тысячелетия предметы, увезенные в Тейшабаини, вернулись обратно, но уже в музей, построенный у основания холма Арин-Берд.
МИХАИЛ БАЛАЯН