Книга Матфея — первое Евангелие и первая книга в Новом Завете. Она стоит первой практически во всех ранних перечнях новозаветных книг. Возможно, первое место ей отведено потому, что она, согласно древнему (невдохновенному) иудейскому преданию, была написана раньше других новозаветных повествований о жизни Христа. Другая возможная причина такого расположения состоит в том, что это была самая популярная из четырех книг: Матфея христианские писатели II и III вв. цитировали чаще, чем Марка, Луку и Иоанна. Какой бы ни была причина того, что она оказалась на первом месте, расположение и акцент книги Матфея делают ее совершенным связующим звеном между Ветхим и Новым Заветами. Ветхий Завет завершается на ожидании иудеями их давно обещанного Царя, их Мессии. А Новый Завет открывается книгой Матфея, заявляющей о том, что этот Царь — Иисус!
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ
Автор книги
Вероятно, оригинал книги Матфея не содержал надписи “от Матфея”. И все же ранние авторы единодушно считали, что именно Матфей написал книгу, которая сегодня носит его имя. Характер книги согласуется с тем немногим, что мы знаем о Матфее.
Матфей, чье имя означает “дар Божий”, был также известен как Левий, что значит “присоединенный в согласии” (ср. Мф. 9:9 с Мк. 2:14). Он жил в Капернауме (Мк. 2:1, 14), большом городе на северо-западном побережье Галилейского моря, а отца его звали Алфей (Мк. 2:14). Матфей работал на римское правительство в качестве сборщика налогов, или “мытаря” (Мф. 10:3). Большинство иудеев, наверное, считали его предателем. В их представлении “мытарь” и “грешник” были синонимами (см. Мф. 9:10, 11; 11:19).
Однажды в Капернауме Иисус увидел Матфея, сидящего в конторе по сбору пошлин, и сказал: “Следуй за Мной”. Сборщик налогов, “оставив все, встал и последовал за Ним” (Лк. 5:27, 28). Вскоре после своего призвания Матфей дал обед в честь Иисуса и пригласил своих коллег-мытарей и других изгоев общества (Мф. 9:9-17; Лк. 5:29-39).
Имя Матфея встречается во всех перечнях двенадцати апостолов (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13). Он, судя по всему, участвовал в описанной в Деян. 1—7 работе, которую апостолы проводили в Иерусалиме, но о последующем его служении у нас нет достоверной информации. По древнему невдохновенному преданию, он около пятнадцати лет проповедовал в Иудее, а затем отправился в отдаленные районы. Согласно тому же преданию, свое Евангелие он написал для того, чтобы “писанием восполнить свое отсутствие”.
Вопрос о книге
Многие ранние авторы высказывали предположение, что вначале Матфей написал книгу на арамейском языке (диалекте еврейского) и что позже она была переведена на греческий либо самим Матфеем, либо кем-то другим. Мерилл Тенни пишет, что это предание “неоднократно опровергалось, поскольку отсутствуют всякие следы арамейского оригинала, а язык Евангелия не несет на себе никаких признаков того, что это греческий перевод”. По словам Джека Льюиса, “большинство ученых” утверждает, “что наша книга — греческая и написанная на греческом”, и добавляет: “Не сохранилось ни цитат, ни копий раннего арамейского Евангелия”. Мы не будем заниматься вопросом гипотетический ранней арамейской версии, а сосредоточимся на той книге (написанной на греческом), которую Бог сохранил для нас.
Цель книги
Матфей явно думал о своих соотечественниках иудеях, когда писал свою книгу: он начинает с иудейского родословия (1:1-17); он включает добрую сотню ссылок на Ветхий Завет, причем более сорока из них — прямые цитаты; он постоянно повторяет, что Иисус исполнил ветхозаветное пророчество (см. 1:23; 2:6, 15, 23); он использует знакомые иудеям выражения типа “Сын Давидов” (1:1, 20; 9:27); он подчеркивает, что Иисус был послан “к погибшим овцам дома Израилева” (15:24; см. также 10:6).
Целью Матфея было показать, что пришел долгожданный Мессия / Царь Израиля. Тема книги объявляется в самом первом стихе: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (1:1). Генриетта Мирс пишет:
«Эти слова связывают Христа с двумя из великих заветов, которые Бог заключил с Давидом и Авраамом. Божий завет с Давидом состоял в обещании, что Царь будет восседать на его престоле вечно (2 Цар. 7:8-13). Божий завет с Авраамом обещал, что через него благословятся все люди на земле» (Быт. 12:3).
“Мессия” — это транслитерированное еврейское слово, означающее “помазанник”. Его греческий эквивалент — “Христос” (Ин. 1:41). Помазывали священников и других при поставлении на служение (Исх. 28:41; 29:7); но когда иудей слышал выражение “Божий помазанник”, он связывал его с царем (см. 1 Цар. 10:1; 24:6; Пс. 2:2, 6). В Евангелии от Матфея упор делается на том, что Иисус — царь: волхвы пришли поклониться “Царю иудейскому” (2:2); Ирод видел в Иисусе царя-соперника (2:3-9); люди признавали в Нем Сына Давида (9:27; 15:22; 20:30); Христос вошел в Иерусалим как царь (21:1-11; см. ст. 5); на Его кресте была надпись: “Царь иудейский” (27:37); Иисус обещал, что однажды сядет на Свой престол в качестве Судьи (25:31-33).
Эрик Хэйден говорит, что в книге Матфея “мы знакомимся с послом Царя (Иоанн Креститель), с апробацией Царя (Его искушения), с манифестом Царя (Нагорная проповедь), служением Царя (Его учение и чудеса), отвержением, смертью и воскресением Царя”. Глен Грэй и Тим Вудруф в своей работе Откройте эту книгу пишут: “Иисус родился царем, жил, как царь, говорил, как царь, умер, как царь, воскрес из мертвых и обещал прийти снова Царем царей”.
Матфей сосредоточивает внимание также на царстве Царя. Основная весть Иоанна Крестителя, Иисуса и учеников Иисуса состояла в том, что “приблизилось Царство Небесное (3:2; 4:17; 10:7). Слово “царство” в Евангелии от Матфея встречается более пятидесяти раз (некоторые авторы насчитывают у Матфея почти сто ссылок на Христово царство), из которых свыше тридцати раз — в выражении “царство небесное”. Большинство притч в книге начинается со слов “Царство Небесное подобно...” (см. притчи в главе 13).
Возможно, Матфей и писал для иудейских читателей — но не только для них. По вдохновению, апостол писал для всех людей. Первый стих его повествования называет Иисуса не только “Сыном Давидовым”, но и “Сыном Авраамовым”. Иисус был исполнением обещания Аврааму, что благословятся все народы земли (Быт. 12:3; 22:18; Гал. 3:8). Матфей часто говорит о неиудеях (язычниках) (4:14-16; 8:11, 12; 12:18, 21; 13:38; 15:22-28; 24:14). В начале книги языческие сановники приходят поклониться Иисусу (2:2-12); в конце Иисус заповедует: “Идите, научите все народы” (28:19). Книга Матфея изображает Иисуса всеобщим Спасителем.
Особенности книги
Большинство особенностей книги Матфея связано с ее целью. Как отмечалось ранее, это Евангелие подчеркивает исполнение пророчества. В нем вновь и вновь заявляется, что то или иное событие произошло во исполнение “реченного Господом через пророка [или пророков]” (см. Мф. 1:22; 2:15, 17, 23, 8:17). Матфей особо указывает на тот факт, что распятие Иисуса (камень преткновения для иудеев, 1 Кор. 1:23) было исполнением пророчества (26:54, 56; 27:9). Таким образом, книга ясно говорит, что “христианство не [было] «новой» религией группы фанатиков, но осуществлением всего, что предсказывали пророки” (Грэй и Вудруф).
Как уже упоминалось, книга имеет ярко выраженную иудейскую окраску. Вдобавок к тому вниманию, которое она уделяет Ветхому Завету и израильскому Мессии/Царю, она ярко отображает современный Матфею иудаизм с его соперничающими мыслительными школами, его внешними проявлениями набожности, его любовью к признанию и его прозелитической деятельностью.
Вследствие особого внимания Матфея к царскому достоинству Иисуса некоторых имеющихся в его книге сведений нет в других трех повествованиях. Из пятнадцати записанных им притч одиннадцать мы находим только у него. Трех из чудес, описанных в его книге, нет больше нигде. В общей сложности около тридцати эпизодов имеются только в Евангелии от Матфея, и большинство из них связаны с темой Царя и Его царства.
В книге достаточно подробно излагается учение Иисуса. Если Иисус Царь, то Он имеет право создавать законы. Матфей приводит пять великих речей Христа, включая непревзойденную Нагорную проповедь (5—7). [Эти пять великих речей приводятся в следующих главах: (1) 5—7; (2) 10; (3) 13; (4) 18; (5) 24; 25].
Следует отметить выделенный Матфеем уникальный аспект учения Иисуса: из четырех Евангелий только у него есть слово “церковь” (16:18; 18:17). Иудеи были знакомы с понятием Господнего собрания и общества (Исх. 12:3, 6, 19, 47). Кроме того, слово “синагога” было близко по значению к слову экклесия, которое с греческого переводится как “церковь”. [“Синагога” — это транслитерация составного греческого слова, означающего “вести вместе, сообща”, тогда как экклесия означает “призванные” (или созванные, чтобы быть вместе)]. Матфей указал, что пророчества о царстве Мессии должны были исполниться в Христовой церкви.
Следует также сказать, что в книге существует явный элемент апологетики. Одной из причин рассказа о рождении Христа могло быть желание противостоять иудейским слухам о незаконнорожденности Иисуса. Прочтите 28:11-15, где Матфей разоблачает популярное иудейское объяснение пустого гроба. Матфей приводит факты и затем, по сути, предлагает своим читателям решить, на какой они стороне — на стороне веры или на стороне неверия.
Как и в остальных Евангелиях, в книге Матфея главное место занимает смерть Иисуса за наши грехи. Около четверти всего материала книги сосредоточено на смерти, погребении и воскресении Христа.
Датирование книги
Слова Матфея “до сего дня” (27:8; 28:15) указывают на то, что со времени описанных им событий прошло какое-то время. С другой стороны, книга явно написана до разрушения Иерусалима (70 г.), которое так ярко предсказано в главе 24. По всей видимости, книга написана между 50 и 70 гг. Большинство консервативных авторов датирует ее приблизительно 60 годом.
Разделы книги
Евангелие от Матфея содержит несколько естественных разделов. Биографические разделы отмечены словами “с того времени” в 4:17 и 16:21. С 4:17 начинается служение Иисуса, а в 16:21 мы видим начало конца. Тематические разделы отмечены фразой “и когда Иисус окончил...”, которую мы находим в конце Его знаменитых речей (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1).
КРАТКИЙ ПЛАН К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ
I. ПОЯВЛЕНИЕ ЦАРЯ (1:1—9:38)
А. Подготовка к служению Иисуса.
1. Родословная Иисуса (1:1-17).
2. Рождение и младенчество Иисуса (1:18—2:23).
3. Крещение Иисуса (3:1-17).
4. Искушение Иисуса (4:1-11).
Б. Сила служения Иисуса.
1. Начало Его служения в Галилее (4:12-17; см. краткое изложение этого служения в 4:23-25; 9:35-38).
2. Его первые ученики (4:18-22).
3. Нагорная проповедь (5:1—7:29).
4. Великие чудеса (и возрастающая популярность; см. 8:1) — и разные события. (8:1—9:34).
II. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЦАРЮ (10:1—16:12)
A. Ожидание противодействия.
1. Отделение двенадцати для особого служения (10:1-4).
2. Малое поручение идти “к погибшим овцам дома Израилева” — включая общие наставления об ученичестве (10:5-42). (Об ожидании противодействия см. ст. 14, 16-18, 21-25, 28, 34-36, 39).
Б. Восхваление веры и верности (Общие сведения о служении Иисуса в это время см. в 11:1).
1. Вопрос Иоанна — и ответ Иисуса (11:2-19).
2. Порицание Иисусом не уверовавших в Него и восхваление уверовавших (11:20-27). (Отметьте великое приглашение в ст. 28-30).
B. Возрастание антагонизма. (Общие сведения о Его служении в это время см. в 14:34-36 и 15:29-31).
1. Критика за субботу (12:1-13).
2. Сговор убить Его (12:14).
3. Попытка избежать конфронтации (12:15-21).
4. Повторение обвинения в том, что Он исцеляет властью князя бесовского (12:22-37).
5. Требование знамения (12:38-45).
6. Подчинение Богу — ключ к взаимоотношениям с Иисусом (12:46-50).
7. Притчи об истинной природе царства (13:1-52).
8. Отвержение Иисуса в Назарете (13:53-58).
9. Смерть Иоанна Крестителя (14:1-12).
10. Насыщение пяти тысяч (14:13-21).
11. Поколебавшаяся вера Петра (14:22-33).
12. Исцеление в земле геннисаретской (14:34-36).
13. Критика по поводу омовения рук (15:1-20).
14. Исцеление дочери хананеянки и другие исцеления (15:21-31).
15. Насыщение четырех тысяч (15:32-39).
16. Повторное требование знамения (16:1-4).
17. Предупреждение о влиянии фарисеев и саддукеев (16:5-12).
III. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ (16:13—27:66)
A. Предсказание смерти Иисуса
1. Доброе исповедание — и предсказание Иисусом Своей смерти (16:13-28).
2. Преображение — и предсказание смерти Иисуса (17:1-13).
3. Исцеление бесноватого отрока и еще о скорой смерти Иисуса (17:14-23).
Б. Предвосхищение необходимых инструкций.
1. Вопрос об уплате налогов (и чудо монеты в рыбе) (17:24-27).
2. Наставление о детях и смирении (18:1-14; см. также 19:13-15).
3. Наставление о взаимоотношениях (18:15-20).
4. Наставление о прощении (18:21-35).
5. Вопрос о разводе (19:1-12).
B. На пути в Иерусалим (19:1, 2).
1. Богатый молодой правитель — и награда последовавшим за Иисусом (19:16-30).
2. Притча о виноградарях — и еще одно предсказание смерти Иисуса (20:1-19).
3. Необходимость быть слугой — и готовность Иисуса умереть за других (20:20-28).
4. Исцеление двух слепых у Иерихона (20:29-34).
Г. Начало последней недели.
1. Триумфальный вход и очищение храма, вызвавшее критику со стороны врагов Иисуса (21:1-17).
2. Проклятие бесплодной смоковницы (21:18-22).
3. День вопросов (вторник) (21:23—25:46).
Д. Приближение конца.
1. Еще одно предсказание о смерти Иисуса (26:1, 2).
2. Уточнение плана убийства Иисуса (26:3-5).
3. Помазание Иисуса в Вифании (в преддверии Его смерти) (26:6-13).
4. Сговор с врагами Иисуса (26:14-16).
Е. Соблюдение праздника Пасхи.
1. Приготовление пасхальной трапезы (26:17-20).
2. Предсказание предательства Иуды (26:21-25).
3. Установление Господней вечери (26:26-29).
4. Предсказание бегства учеников — и отречения Петра (26:30-35).
5. В Гефсиманском саду (26:36-46).
6. Предательство и арест Иисуса (26:47-56).
Ж. Судилища Иисуса.
1. Перед Каиафой (и отречение Петра, (26:57-75).
2. Перед Пилатом (и самоубийство Иуды) (27:1-26).
3. Подробности смерти и погребения Иисуса (27:27-66).
IV. ВОСКРЕСШИЙ ЦАРЬ (28:1-20)
А. Объявление о воскресении Иисуса и Его явление женщинам (28:1-10).
Б. Лживое “объяснение” пустой гробницы (28:11-15).
В. Явление Иисуса Его ученикам — и великое поручение (28:16-20).
👉🏻 Онлайн-сервис для покупки туров (Реклама. ООО «Тревел Технологии». ИНН 7731340252)