В центре сюжета фильма 2006 года, режиссёра Габриэле Муччино, "В погоне за счастьем" - человек по имени Крис Гарднер. Он - коммивояжёр, торгует какими-то медицинскими аппаратами, вроде как эти аппараты делают более подробные рентгеновские снимки, но это не точно, я, по крайней мере, не до конца понял, чем они так хороши. Тем не менее, аппараты эти дорогие, и никто их покупать не хочет, а Крис вложил в них все свои сбережения. Он день деньской бегает по больницам и уговаривает врачей купить эти чёртовы аппараты.
Жена тоже надрывается на какой-то малоденежной работе, а маленький сынишка ходит в детсад. Счета за коммуналку копятся, их уже собираются выселить из квартиры. Однажды Крис со своими чудо-аппаратами проходит по деловому кварталу и видит, как замечательно себя чувствуют белые воротнички, сотрудники страховых и финансовых компаний. Он также видит объявление, что идёт набор стажёров, из которых как раз и получаются белые воротнички.
Крис вспоминает, что школу он закончил с золотой медалью, и в армии был лучшим, и решает попробовать себя на новом поприще. Вот только жена его включает заднюю, и уезжает в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. Оказывается, что на период стажировки в большой финансовой компании жалование не платят, и в итоге из десяти претендентов только один получит работу, но Крис решает рискнуть. Он втюхивает оставшиеся аппараты по дешёвке, и начинает стажировку. Но тут их с сыном выселяют из квартиры, денег нет ни гроша, приходится ночевать в общественном туалете. Но Крис продолжает упираться. На него сваливается огромное количество других неприятностей, но он крепок в стремлении к вершине американской мечты.
Мне не хотелось рассказывать об этом фильме. Он проповедует то, что я терпеть не могу, он оправдывает то, что нельзя оправдывать - беззащитность маленького человека, его неустроенность, его бесправие и слабость. Этот фильм как бы легализует такое состояние общества, когда человек должен униженно клянчить подачки, терпеть пинки и подзатыльники, и вламывать, вламывать, вламывать, чтобы выбиться наверх, чтобы потом сверху пинать тех, кому повезло меньше. И это без какой-либо гарантии, тебе может просто не повезти - это капитализм, детка.
Но потом я подумал: а если бы Крис Гарднер пытался выжить не в городских джунглях Америки, а в настоящих джунглях, с тиграми и крокодилами - это был бы другой фильм? Если бы не финансовый капитализм мучил главного героя, а, например, жёлтая лихорадка, ему бы было легче? Вся разница между этим сюжетами в том, что вместо природных трудностей перед главным героем возведены рукотворные барьеры, а не природные, но усилия-то по их преодолению надо приложить те же самые. Ну, и не надо забывать, что мы смотрим кино, и если мы досматриваем кино до конца (а мы его досмотрели до конца, и остались довольны) - то кино это достойно внимания ещё кого-то, кто хочет провести пару часов на диване и не слишком соскучиться.
И вот ещё что. Есть такое культурное явление - "русские сериалы". Я уже слышу хохот и фырканье, но погодите. У нас есть как минимум две большие группы зрителей, интересы которых не пересекаются почти никак: любители русских сериалов и любители иностранных сериалов. Это не значит, что одна из этих групп - тупая, а вторая - острая, у той, и другой есть свои достоинства и недостатки, у каждой из них есть свой вкус. Это свежесть осетрины бывает одна (и свежесть идей, кстати), а вкус бывает разный.
Так вот эстетические предпочтения любителей русских сериалов таковы, что фильм "В погоне за счастьем" ей понравится почти наверняка. Потому что если отвлечься от Уилла Смита, видов Сан-Франциско и бейсбола, фильм "В погоне за счастьем" - это тот же истинно народный сериал "Громовы", вид сбоку. Советую, кстати, посмотреть и его, если не видели - многое поймёте о русском национальном вкусе. Есть, конечно, и отличия, но общего гораздо больше. Это общее можно назвать - "Хождение по мукам", "Страсти по..." - подставьте нужное имя. Герои в этих народных сюжетах переживают невероятные лишения и напасти, они бесконечно терпят и ждут окончания мучений. По большому счёту, они борются не с какими-то конкретными злодеями, они противостоят судьбе, року, "глобальной невезухе". И одерживают победу.
Это ли не высокая трагедия? Это ли не торжество человеческого духа? В дурацком сериале для широкой публики. В сопливом голливудском фильме. Искусство - это когда сопереживаешь, а высокое оно или низкое, это вопрос неких абстрактных эстетических предпочтений, это не важно.