Найти тему
Основной аэродром

📅 Самолёт—«утка» ОКБ Микояна и Гуревича и первый реактивный самолёт Испании. «День в истории авиации» №33 (10 — 16 августа)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Признай — ты ждал очередной выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый реактивный истребитель Испании, МиГ-8 «Утка», «геодезическая» конструкция планера и американский самолёт от русских эмигрантов! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

10 августа

10 августа 1938 года — первый полёт экспериментального самолёта Delanne 20-T. /Франция/

В середине 1930-х годов перспективной считалась схема с тандемным расположением крыльев. Во Франции работы в этом направлении велись конструктором Морисом Деланне. В 1937 году он начал проект истребителя Arsenal-Delanne 10 по тандемной схеме. Но перед этим, для оценки схемы, был разработан опытный самолёт 20-T.

Delanne 20-T представлял из себя одномоторный самолёт с тандемным расположением крыльев и неубираемым шасси. Оснащённый двигателем Regnier 6B-01, он мог развивать скорость до 260 км/ч. Был рассчитан на экипаж из 2 человек.

Первый полёт 20-T окончился катастрофой, стоившей жизни пилоту Гуи де Шатобрюну. Комиссия пришла к выводу, что виновато в аварии плохое самочувствие лётчика. Работы продолжились и был построен ещё 1 прототип. Из-за начала Второй мировой войны завершить испытания не успели. После оккупации Франции Delanne 20-T был вывезен в Германию, где его следы и теряются.

11 августа

11 августа 1954 года — первый полёт опытного реактивного истребителя Folland Midge. /Великобритания/

В 1951 году авиаконструктор Уильям Петтер начал проект лёгкого истребителя Folland Gnat. Петтер считал, что боевой самолёт должен быть дешёвым, чтобы его могла позволить себе построить любая страна. Из-за проблем с двигателями разработка Gnat замедлилась и конструктор решил построить самолёт-демонстратор своей концепции. Так появился Folland Midge.

Как и будущий успешный Gnat, Midge представлял собой одноместный высокоплан со стреловидным крылом. Оснащался двигателем Armstrong Siddeley Viper 101. Максимальная скорость — 970 км/ч.

Единственный построенный Folland Midge использовался только для демонстрационных полётов. Летавшие на нём лётчики (как британские, так и иностранные) отмечали хорошие лётные характеристики самолёта. На Midge успели выполнил 220 полётов, пока он не разбился 22 сентября 1955 года.

12 августа

12 августа 1955 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Hispano HA-200 Saeta. /Испания/

После Второй мировой войны известный конструктор Вилли Мессершмитт сотрудничал с фирмой Hispano Aviación. Первым проектом стал поршневой учебный самолёт HA-100 Triana, а позже был спроектирован и реактивный самолёт для тех же задач — HA-200 Saeta.

HA-200 представлял собой двухместный низкоплан с убирающимся шасси. Для ускорения работ часть элементов конструкции взяли от HA-100 — крыло и заднюю часть фюзеляжа с хвостовой частью. Два двигателя Turbomeca Marboré VI позволяли развить скорость до 700 км/ч. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта + 2 узла для подвески ракетного вооружения.

Самолёт запустили в производство в 1962 году. Кроме Испании также стоял на вооружении ВВС Египта. Всего выпустили 212 единиц Hispano HA-200 Saeta (в том числе — 90 в Египте). На сегодняшний день сохранилось около 25 самолётов, в том числе и в лётном состоянии.

13 августа

13 августа 1945 года — первый полёт экспериментального самолёта МиГ-8 «Утка». /СССР/

С началом работ над реактивными самолётами встал вопрос о применении крыла большой стреловидности. Для его изучения, а также для тестирования аэродинамической схемы «утка» и трёхколёсного шасси с передней стойкой в ОКБ Микояна и Гуревича начали новый проект. Он получил обозначение МиГ-8 «Утка».

МиГ-8 был подкосным высокопланом с передним горизонтальным оперением. Вертикальное оперение реализовали с помощью шайб на концах крыла. Мотор М-11ФМ позволял развить скорость до 215 км/ч. В кабине мог поместиться 1 пилот + 2 пассажира.

После ряда доработок МиГ-8 на испытаниях показал хорошие лётные характеристики. Завершив программу исследований, «Утку» оставили в ОКБ в качестве связного и транспортного самолёта. А результаты испытаний были использованы при разработке реактивных истребителей МиГ-9 и МиГ-15.

14 августа

14 августа 1934 года — первый полёт поршневого истребителя Dewoitine D.510. /Франция/

В 1932 году компания Dewoitine представила одноместный истребитель с открытой кабиной D.501. Этот самолёт, созданный под руководством Эмиля Девуатина, за время своего производства несколько раз модернизировался. Модель D.510 стала его лучшей серийной модификацией.

D.510 представлял собой низкоплан с неубирающимся шасси. От D.501 он отличался вооружением — 20-мм пушка Hispano-Suiza HS.9 и 2 × 7,5-мм пулемёта MAC 34. Более мощный двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs позволил D.510 впервые во Франции превысить скорость в 400 км/ч. Объёма топливного бака хватало на 860 км полёта.

Всего выпустили более 120 истребителей Dewoitine D.510. Кроме ВВС Франции, они стояли на вооружении ВВС Китая. Для тестов их приобрела Япония, Великобритания и СССР. D.510 принимал участие в гражданской войне в Испании и даже успели немного повоевать на начальных этапах Второй мировой войны.

15 августа

15 августа 1935 года — первый полёт поршневого истребителя Seversky P-35. /США/

Первым самолётом компании Seversky Aircraft, основанной эмигрантом из России Александром Прокофьевым-Северским, стала амфибия SEV-3. В 1935 один из её прототипов стал основной для одноместного истребителя SEV-1XP, позже получивший обозначение P-35. Конструктором обоих проектов был ещё один эмигрант, грузин по происхождению, Александр Картвели.

P-35 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Серийные истребители оснащались двигателем Pratt & Whitney R-1830-45. Максимальная скорость — 467 км/ч, дальность полёта — 1530 км. Вооружение — 2 × 7,62-мм пулемёта M1919 Browning и 2 × 12,7-мм пулемёта Browning M2/AN.

Было произведено 196 единиц Seversky P-35 всех вариантов. Самолёт поставлялся на экспорт в Швецию и Эквадор. Кроме ВВС США, стоял на вооружении ВВС Колумбии и Филиппин. Сегодня в музеях мира сохранилось 3 экземпляра P-35 разных модификаций.

16 августа

16 августа 1934 года — первый полёт многоцелевого боевого самолёта Vickers Type 253. /Великобритания/

В 1932 году авиационное министерство Великобритании опубликовало спецификацию G.4/31 на многоцелевой самолёт для замены устаревшего Westland Wapiti. Заявки подали 9 производителей. Среди них был и проект Type 253 от компании Vickers.

Type 253 представлял собой цельнометаллический биплан. Впервые применена «геодезическая» конструкция планера — замена шпангоутов, стрингеров и нервюр на сеть из диагональных элементов. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта Lewis + до 900 кг бомб. Двигатель Bristol Pegasus IIM3 позволял развить скорость до 259 км/ч. Экипаж — 2 человека.

После государственных испытаний авиационное министерство заказало Vickers постройку 150 самолётов Type 253. Но вскоре заказ был отменён. Причина — сама Vickers представила на конкурс более совершенный самолёт Type 246. В итоге результаты пересмотрели и заказали 96 единиц Type 246, получившего обозначение Wellesley.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории