Привет, друзья! Сегодня будем говорить о том, как не осуждать. Я предложу вам практическое руководство к действию, без «воды».
Метод гениально прост, но реально воплотить его в жизнь бывает довольно сложно. Почему? Какие встречаются при этом препятствия, возражения, особенно в условиях нашей церковной реальности?
Если человек говорит неправду не в отношении меня, просто я вижу, что человек что-то сообщает собеседнику и говорю про него: «Он лжет!» ― я стою на позиции судьи, выношу ему приговор, в моих словах есть осуждение. Если же я говорю: «я считаю, что он лжет» или «мне кажется, что он лжет», то в этом случае говорю не о нем, а о себе. Я не стою на позиции судьи или обвинения, а говорю о том, что происходит со мной.
Произнося фразы: «я считаю так», «я думаю вот так», «я чувствую вот так», «мне кажется, это вот так» — я подчеркиваю, что это моя внутренняя позиция. В этих словах нет обвинений. Я просто говорю о том, что происходит со мной. Может быть и так, что человек не говорит всех этих фраз, но все-таки говорит о себе, все равно стоит в этой позиции. Это «я»–позиция, то есть он говорит как бы из себя.
А может быть и такое, что человек перемежает всё нужными словами («я думаю», «я считаю», «с моей точки зрения»), но подача у него явно осудительная. Эту крайность разбирать не имеет смысла: понятно, что мы всё можем извратить в свою пользу, сделать так, чтобы и благочестие соблюсти, и в то же время нагрешить. Я говорю сейчас о здоровом, нормальном, правильном отношении.
Итак, если я говорю о своих внутренних переживаниях, чувствах, мыслях, то тогда осудить никак не могу, это физически невозможно. Я как бы нахожусь на исповеди и говорю о своих внутренних переживаниях открыто. Тогда что бы я ни сказал, не будет осуждением.
Разберем конкретную ситуацию. Я говорю: «Он лжет!» А рядом человек возражает: «А мне кажется, он говорит правду». А я возражаю: «Когда кажется ― креститься надо!» В данной ситуации я стою в позиции вершителя человеческих судеб. Я одному человеку сказал, что он лжет, я его обвинил, я — сверху. А второму собеседнику я указал, что ему надо делать: креститься, когда кажется. А между тем тот человек очень экологично выразил свои мысли. Во-первых, он сказал о своей позиции, это его точка зрения, он имеет на нее полное право. Этот человек допускает, что она может быть ошибочна, поэтому он говорит: «мне кажется».
Или вот еще пример из комментариев: «Киберпоп предатель! Иуда! Гореть тебе в аду! Где твои 30 сребреников?» ― это осуждение. Человек говорит про меня, он выносит мне приговор. И даже если он напишет потом в конце «с любовью во Христе» ― это ничего не изменит. А выразить по-другому свои мысли он не умеет. Если бы он написал, например: «Мне кажется, что Киберпоп предатель и продажный. Он получил свои 30 сребреников, и, с моей точки зрения, он будет гореть в аду». В данном случае человек выражает свою точку зрения и говорит о себе, по сути дела, о том, что с ним происходит, когда он на меня смотрит, как он оценивает мой поступок, мое решение, и такому комментарию я даже могу поставить «лайк».
Проблема в том, что использовать такие выражения, как: «мне кажется», «я думаю», «с моей точки зрения» ― это значит предъявить себя, то есть говорить о себе. Но многим людям это очень сложно, особенно в церковной православной среде, потому что они думают, что если они будут говорить о себе, то это вроде как гордыня, эгоизм, самость, нарциссизм: «Что же я буду всё про себя, да про себя? Страшно!» И поэтому в ситуации: говорить о себе или о другом, выбор происходит в сторону другого. И получается, что он его осуждает, конечно же, не желая этого, поэтому в конце фразы обязательно делает оговорки: «с любовью», «простите», «никого не хотел обидеть», «я никого не хочу осуждать». Он действительно не хочет осуждать, но говорить о себе считает гордыней, эгоизмом. Это не просто низкая информированность человека, за этим могут стоять серьезные психологические проблемы. Человек может себя отвергать, совершенно не любить, даже ненавидеть, жить в чувстве вины или стыда. Так просто от этого не избавиться.
Пример из комментариев: «Расскажите о себе! Как Вам не стыдно? Как легко судим о других, а о своих грехах молчим, потому что свои грехи исправлять надо. Стыдно!» И возникает вопрос: что со стыдом у того человека, который мне это пишет? У меня такое впечатление, что этот человек сам живет в состоянии стыда. Ему себя предъявлять невероятно страшно, потому что стыдно за себя, ужасно стыдно. И когда он видит, что я могу совершенно спокойно говорить о себе, он приходит в ужас: «Как вам не стыдно?!» А за что стыдно? Я ничего стыдного не делал.
Еще один аргумент «против» звучит так: «Я ― последняя буква в алфавите!» ― Да, в русском. А в церковнославянском «аз» ― это первая буква. Шах и мат, православные! Еще Кирилл и Мефодий ― учители словенские ― и все святые отцы учили начинать с себя, а не заканчивать собой.
Таким образом, чтобы говорить не осуждая, а рассуждая, говорите о себе, что происходит с Вами, что Вы чувствуете, думаете, ощущаете. Тогда никакого осуждения не будет, что бы Вы ни говорили. Даже если будете говорить: «Этот человек мне противен! Меня сейчас вырвет!» ― Вы его никак не осудите, потому что на самом деле говорите о себе.
Из «я»–позиции можно говорить о чем угодно и о ком угодно: о патриархе, о священноначалии, иерархах, священниках, президенте ― неважно, если при этом я не забываю, что говорю, по сути дела, о себе, высказываю свою точку зрения, свое видение, свои ощущения, свои размышления на этот счет. Это не будет осуждением, не будет никакого греха. А можно ли говорить прямо, например, обвиняя: «он лжет»? Ну, в каких-то случаях ― да, конечно, можно! Например, если этот человек говорит про меня непосредственно мне в глаза или кому-то другому обо мне. Я точно знаю, что он знает правду, и то, что он говорит ― это ложь, тогда, конечно, я утверждаю: «Он лжет!» Это нормально. Кроме того, если то, о чем я говорю, является доказанным фактом ― научно-доказанным или медицинским, или установленным в суде ― я говорю об этом прямо, потому что всем известно, что это так.
Не хворайте!