Високосный #2020 год принес с собой #кризис и набор сопутствующих социальных и экономических проблем.
На каких-то отраслях и сферах мировые и российские экономические проблемы сказываются больше, на каких-то меньше. Расслабляться рано, мы сейчас как раз находимся в кризисной яме. Прогнозирую сокращения штата, снижение доходов.
Например, оптимизма не внушают цифры по ВВП, опубликованные нашим Центробанком. В 2020 году снижение ВВП будет на уровне 4-6%. Зато с 2021 года обещают постепенный подъем – на 2-3% в год.
Нельзя сказать, что на всех предприятиях дела плохо. Лично знаю много примеров, кто так и идет в рамках своей стратегии роста, расширяет штат.
Хотя не у всех все так радужно. Первая задача, которая была поставлена перед финансовыми директорами и #hr со стороны собственников и генеральных директоров, - сэкономить.
А на чем хотят экономить в первую очередь? На людях.
Гораздо сложнее изменить сырье, рецептуры, качество продукции. Экономия на зарплате кажется самым очевидным вариантом. Хотя ФОТ относительно других затрат во многих компаниях – это малюсенькая доля.
Вот несколько вполне адекватных и гуманных способов как сэкономить на персонале, при этом, обойтись без увольнений.
1) Изменить KPI
Процесс это нелегкий, часто многоступенчатый. Надо анализировать, тестировать новую мотивацию, снова ее корректировать.
Решение хорошо подходит для тех сотрудников, в доле заработной платы которых высок процент бонусов, надбавок в соответствии с KPI. Например, #менеджеры по продажам и любые #руководители
Такое решение неудобно тем, что в первую очередь задевает само руководство.
Например, у уборщицы, у фасовщиц гораздо сложнее что-то «накопать» в мотивации, чтобы было, за что ее урезать.
2) Просто всем сократить зарплату.
Конечно, здесь важно учесть все юридические аспекты. Всегда будет минимум 5-10% несогласных, которые предпочтут уволиться.
В реальности мне доводилось наблюдать такую ситуацию, когда руководитель малого предприятия так с казала сотрудникам:
- Либо мне придется кого-то сократить, либо всем урезать зарплату на 15%.
Это не выглядело как самодурство, он привел цифры со средними зарплатами в их отрасли и их городе. Действительно, его оценка была справедливой. Плюс он обозначил сотрудникам период – терпеть до конца года. Дальше обещал все вернуть, как прежде. К слову сказать, никто из персонала не ушел, работают на своих местах.
Не знаю юридических тонкостей, но у них много было завязано на премиальной части, так что, может и не стали подписывать с сотрудниками новые соглашения.
3) Сокращение часов, за которые платят.
Немало производственных предприятий этой весной реализовали подобные меры. Знаю компании, которые и летом тоже такое практиковали.
Объявление вынужденного простоя либо перевод сотрудника на формат почасовой оплаты по согласованию с ним.
Для работника в подобной ситуации тоже есть плюсы – у него освобождается время для подработки, для обучения, может, для развития своего дела.
4) Снижение дополнительных расходов.
Сюда могут попадать очень разные статьи: от халявных печенек и кофе для сисадминов до оплаты перелетов бизнес-классом для топов.
Если тщательно проанализировать все дополнительные расходы, то можно найти бесполезные подписки, невостребованную аренду лишней переговорной комнаты и прочее.
Раз уж настало время затянуть пояса – то все равно придется реализовать такие меры.
На эту ситуацию можно смотреть глазами сотрудника, можно – глазами работодателя, собственника. Мнение будет разным.
Главное, не утрачивать адекватность в оценке рисков, вместе с тем, оставаться гуманными.
Друзья, а вы сталкивались с какими-то способами? Вообще, что считаете самым справедливым в такой ситуации?