Найти в Дзене
Бизнес. Психология. Деньги.

Как экономят на сотрудниках, но при этом избегают увольнений

Високосный #2020 год принес с собой #кризис и набор сопутствующих социальных и экономических проблем.

На каких-то отраслях и сферах мировые и российские экономические проблемы сказываются больше, на каких-то меньше. Расслабляться рано, мы сейчас как раз находимся в кризисной яме. Прогнозирую сокращения штата, снижение доходов.

Например, оптимизма не внушают цифры по ВВП, опубликованные нашим Центробанком. В 2020 году снижение ВВП будет на уровне 4-6%. Зато с 2021 года обещают постепенный подъем – на 2-3% в год.

Нельзя сказать, что на всех предприятиях дела плохо. Лично знаю много примеров, кто так и идет в рамках своей стратегии роста, расширяет штат.

Хотя не у всех все так радужно. Первая задача, которая была поставлена перед финансовыми директорами и #hr со стороны собственников и генеральных директоров, - сэкономить.

А на чем хотят экономить в первую очередь? На людях.

Гораздо сложнее изменить сырье, рецептуры, качество продукции. Экономия на зарплате кажется самым очевидным вариантом. Хотя ФОТ относительно других затрат во многих компаниях – это малюсенькая доля.

Вот несколько вполне адекватных и гуманных способов как сэкономить на персонале, при этом, обойтись без увольнений.

-2

1) Изменить KPI

Процесс это нелегкий, часто многоступенчатый. Надо анализировать, тестировать новую мотивацию, снова ее корректировать.

Решение хорошо подходит для тех сотрудников, в доле заработной платы которых высок процент бонусов, надбавок в соответствии с KPI. Например, #менеджеры по продажам и любые #руководители

Такое решение неудобно тем, что в первую очередь задевает само руководство.

Например, у уборщицы, у фасовщиц гораздо сложнее что-то «накопать» в мотивации, чтобы было, за что ее урезать.

2) Просто всем сократить зарплату.

Конечно, здесь важно учесть все юридические аспекты. Всегда будет минимум 5-10% несогласных, которые предпочтут уволиться.

-3

В реальности мне доводилось наблюдать такую ситуацию, когда руководитель малого предприятия так с казала сотрудникам:

- Либо мне придется кого-то сократить, либо всем урезать зарплату на 15%.

Это не выглядело как самодурство, он привел цифры со средними зарплатами в их отрасли и их городе. Действительно, его оценка была справедливой. Плюс он обозначил сотрудникам период – терпеть до конца года. Дальше обещал все вернуть, как прежде. К слову сказать, никто из персонала не ушел, работают на своих местах.

Не знаю юридических тонкостей, но у них много было завязано на премиальной части, так что, может и не стали подписывать с сотрудниками новые соглашения.

-4

3) Сокращение часов, за которые платят.

Немало производственных предприятий этой весной реализовали подобные меры. Знаю компании, которые и летом тоже такое практиковали.

Объявление вынужденного простоя либо перевод сотрудника на формат почасовой оплаты по согласованию с ним.

Для работника в подобной ситуации тоже есть плюсы – у него освобождается время для подработки, для обучения, может, для развития своего дела.

-5

4) Снижение дополнительных расходов.

Сюда могут попадать очень разные статьи: от халявных печенек и кофе для сисадминов до оплаты перелетов бизнес-классом для топов.

Если тщательно проанализировать все дополнительные расходы, то можно найти бесполезные подписки, невостребованную аренду лишней переговорной комнаты и прочее.

Раз уж настало время затянуть пояса – то все равно придется реализовать такие меры.

На эту ситуацию можно смотреть глазами сотрудника, можно – глазами работодателя, собственника. Мнение будет разным.

Главное, не утрачивать адекватность в оценке рисков, вместе с тем, оставаться гуманными.

Друзья, а вы сталкивались с какими-то способами? Вообще, что считаете самым справедливым в такой ситуации?