Надо признаться себе в том, что у нас хватает времени на все, что нам нравится и все, что мы действительно хотим делать.
Проблемы в другом:
- Мы не хотим что-то делать
- Мы не хотим общаться с некоторыми людьми
- Мы не расставляем приоритетов и не выделяем главного
- Мы не умеем делегировать
- Мы слишком много прокрастинируем
Столько причин и всего одно, ставшее привычным в нашем мире объяснение «нет времени».
Некоторые, используют это «нет времени» правильно, обозначая, что у них нет времени на те дела, которые не стоят в приоритете, не важны, не требуют включения.
Я провела один эксперимент. Инструмент такой. Сначала садишься и составляешь подробный список дел на день, а потом сносишь 20% менее приоритетных дел.
Магии тут никакой нет, но эффект дает магический. При верной расстановке приоритетов вы даже не заметите, что не сделали эти неважные низкоприоритетные дела.
Теперь о каждом пункте подробнее и с примерами для более точного понимания:
- Мы не хотим что-то делать. Иногда мы говорим, что у нас нет времени, но на самом деле не хотим что-то делать, например мы не хотим ехать в выходные к родственникам. Это воспринимается как повинность.
Нужно просто признаться себе и окружающим, что я этого делать не хочу. Перестроить график, возможно найти компромисс в графике общения: снизить частоту, поменять формат. Может оказаться так, что и родственники не хотят с вами общаться каждую неделю. Важно разговаривать и важно определить для себя, решить для себя - хочу я это делать или нет. Задать себе вопросы: что будет если я буду продолжать это делать? что будет, если я перестану это делать? Только честно! - Мы не хотим общаться с некоторыми людьми. Это очень связано с первой причиной, но в первой причине может быть приведен пример не связанный с общением с людьми. Здесь же говорим только про людей.
Иногда люди настолько нам неприятны, что даже любимая работа или поход в ресторан, которые могут заставить нас встретиться с неприятным человеком - превращаются в ад. И мы не хотим общаться, и мы всячески избегаем связанных с таким общением дел. - Мы не расставляем приоритетов и не выделяем главного. Это проблема подавляющего количества людей. Нельзя впихнуть в 1 день миллион дел. Только правильное слово тут не «нельзя», а не «надо». Потому что задача не выполнить все, а выполнить только то, что движет вас вперед к вашим целям или то, что наполняет, приносит удовольствие, восполняет энергию (про выгорание и отсутствие энергии писала тут). Попробуйте выписать 10 дел на день, личных и рабочих, и ранжировать их по важности (от 1 до 10). Сначала снесите 20% наименее приоритетных дел, часть попробуйте делегировать. Делегирование - магическое слово и великий инструмент.
- Мы не умеем делегировать. Самому все делать не надо. Делегировать необходимо. Это во-первых заставляет вас общаться с людьми и оттачивать ваши коммуникационные навыки, что очень важно вашему мозгу для развития и выстраивания новых нейронных связей, во-вторых, позволяет не делать то, что делать не хочется или не надо.
- Мы слишком много прокрастинируем. Это большая проблема, когда мы вместо того, чтобы делать полезные для себя дела, делаем все подряд, лишь бы не приступать к сложным задачам. Только не забывайте о том, что на эти ненужные дела мы тратим свою энергию и время, которого у нас, как мы говорим, нет.
Тут, наверное, больше поможет работа с привычками: привычкой не сидеть в телефоне, не рассматривать покупки интернет магазинах, не проверять почту каждые 3 минуты, не читать 100500 сообщений в группах и чатах мессенджеров. Эти списки можно продолжать бесконечно. Но прокрастинация это зло.
Лучше не делать вообще ничего и пойти погулять, чем тратить время на ненужные дела, которые не только отнимают время, но и вредят в долгосрочной перспективе работе мозга.