МУЗЫКА: Béla Bartók - Allegro barbaro | Powered by Last.fm
В мае-июне 2019-го удалось побывать в Будапеште. Этот – очень интересный – европейский город оставил в памяти очень противоречивые впечатления. Но в целом, конечно, он мне понравился, хотя бы, теми яркими, неоднозначными впечатлениями, которые он дарит путешественникам. Ведь ради них, собственно говоря, мы и срываемся с места и отправляемся в дорогу.
Вихри мыслей, которые тогда надул мне в голову дунайский бриз, давно растворились в циклонах последующих событий, зато осталось много фотографий. С впечатлениями проще. Рождённые, благодаря ассоциациям, аналогиям, стереотипам, попадая в канву пережитого ранее опыта, они легко поддаются восстановлению.
Имперское прошлое близкого мне географически, по духу и, главное, эстетически Санкт-Петербурга легко читается во второй столице Австро-Венгрии. Сходство архитектуры, общий размах, монументальность, основательность, обилие музеев, достопримечательностей, ресторанов, кафе, суетливых туристов и читающаяся во взглядах и позах, снисходительная терпимость к ним жителей столицы, для меня всё это – общие знаменатели исторического и эстетического тождества канувших в лету империй.
Другое интересное впечатление, к которому, благодаря историческим знаниям, я, с одной стороны, был готов, с другой, тем не менее, был поражён откровенной их явственностью это, да простят меня жители Будапешта и всей Венгрии, дикость. Да, лихая дикость.
Повсюду кони, кафтаны, сабли, герои в скульптурах и барельефах. Степная вольница, Пушта, крайняя западная оконечность великой евразийской степи, конечная остановка завоевателей, бродяг по бескрайним просторам материка – гуннов, сарматов, аваров и угров-мадьяров, даже половцы – куны – до сих пор живут между Рабой и Дунаем. Орды захватчиков и переселенцев, в конце концов, оседали на территории современной Венгрии. Наследие этих народов не могло раствориться. Ген кочевника, скотовода, разбойника, воина, лихого всадника убаюканный, а иногда и приструненный европейской цивилизацией, немецким порядком может тихо дремать, но это не значит, что его нет.
Кстати, сейчас венгры устраивают Курултаи, на которых собирается до трёхсот тысяч человек со всего Турана. Они там с огромными банерами Аттилы проводятся. Аттила, как известно, – "бич Божий" для европейцев. Ну, а у мадьяров он в героях.
Эти гены завоевателей новых земель можно почувствовать, распознать – в некоторой одичалости некогда блистательного города, его неухоженности, в поведении венгров: в них нет европейской чопорности, характерной даже для соседних славянских народов, наоборот, для горожан весьма характерна разбитная весёлость и непринуждённость.
А кто первым отказался впускать мигрантов в Европу? Кто заявил своими поправками в Конституцию: «Стоп, Сорос!»?
Хотелось бы, конечно, проверить свои ощущения и подтвердить впечатления. Пока ещё не могу это сделать – не пускают, может, кто-нибудь расскажет о своих впечатлениях от Будапешта, поделится своими мыслями?
© Andrey Makarov
Фотографии: © Андрей Макаров