Накал Великой Отечественной начался с первых же ее дней, можно сказать прямо с 22 июня 1941 года для немцев все завертелось в неприятной манере. Конечно, никто из них не ждал что будет легкая прогулка, однако никто в той же степени не ожидал что с самых первых дней их будут настолько упорно атаковать русские танки. Сегодня мы с вами поговорим о первых локальных танковых боях 22 июня, которые стали предтечей большого танкового разгрома частей РККА в последующие дни, и определили проблемы, что не смогли решить.
Прежде всего, это уже сейчас более менее известное танковое сражение под Алитусом. Собственно, скорее всего это наиболее крупное сражение 22 июня из всех танковых стычек которые произошли на границе. Прежде всего потому, что произошло оно в полосе фронта 5-й танковой дивизии, которая находилась на советско-германской границе. Изначально советская танковая дивизия была не в самых удачных условиях, можно сказать, все карты были в руках противника. В бой вступали под ударами вражеской авиации, несмотря на то, что были средние танки Т-34, немцы находили на них управу.
В итоге, уже к концу дня авангард 5-й тд был разбит противником и начала отступление. Потери у двух сторон оказались небольшими: 16 танков со стороны Красной армии и 11 танков со стороны вермахта, но части 5-й тд отходили без патронов и с пустыми баками горючего и в последующем были рассеяны противником. Впрочем, потом генерал-майор Хорст Орлов потом запишет что эти битвы были самыми трудными за всю войну, и это можно объяснить тем, что немцы в целом оказались неготовыми к контакту с Т-34, и первая встреча с ним оказалась наиболее напряженной.
А вот схватки были на всей советско-германской линии, и отметилась в них 10-я танковая дивизия. Сражалась она первые дни в районе Радзехова(Украина), и наткнулась на противника под вечер 22 июня. Над сказать, что у дивизии были танки Т-34, которые тут же вступили в бой. Потеряли в итоге два танка, но зато об этом случае красочно вспоминали сами немцы. Так, Густав Шродек унтер-офицер 15-го танкового полка( из состава 11-й танковой дивизии) писал, что они сначала даже не поняли что вообще произошло. Под лучами заходящего солнца не сразу осознали, свои танки или чужие, и что самое страшное: их 50-мм орудия не действовали против русских машин. В итоге четыре танка, отбили удар немецкого танкового взвода. Однако, в этот же день при поддержке 88-мм зенитных орудий немцы все же отбросили русских уничтожив 20 танков БТ-7 и шесть танков Т-34.
Сильно пострадала 22 июня 30-я танковая дивизия, которая располагалась северо-восточнее Бреста в районе Пружан. С противником она столкнулась в 11 часов утра, а с 12 часов сдерживала основные силы противника: 18 танковой дивизии. Если изначально от врага отбивались, тогда когда в дело вступила немецкая авиация оборона буквально рухнула. В этот же момент поступил приказ из ставки перейти в наступление 23 июня, однако уже за первый день в схватках с 17-й и 18-й танковыми дивизиями вермахта потеряли 30% танков и 25% личного состава, кроме того лишились командиров рот и батальонов. Наследующий день дивизия была практически полностью уничтожена.