В позднейшем буддизме пути делятся на колесницы причины и колесницы плода.
С точки зрения такой классификации, Тхеравада - это колесница причины.
В Тхераваде не описывается природа сознания.
Здесь сознание описывается, как возникающее в зависимости от объекта, а медитацией является отслеживание возникновения санскар. В результате такой практики достигается прекращение действия этих санскар.
Плодом, достигаемым практиком Тхеравады, является нирвана. То есть сначала создаётся причина для возникновения плода. Но сам плод и его качества не описываются.
Ваджраяна - это колесница плода. Здесь ты берешь плод - природу ума, как путь, и помощью искусных методов пытаешься реализовать это нерушимое ваджрное сознание. По мере привыкания к состоянию знания, санскары растворяются и потихоньку теряют силу.
Таким образом палка сжигается с двух концов.
Поэтому в Ваджраяне так много описаний относительно природы и качества плода. Но плод абсолютного просветления одинаковый в обоих случаях.