Найти в Дзене

Колесницы в буддизме

В позднейшем буддизме пути делятся на колесницы причины и колесницы плода.

С точки зрения такой классификации, Тхеравада - это колесница причины.

В Тхераваде не описывается природа сознания.

Здесь сознание описывается, как возникающее в зависимости от объекта, а медитацией является отслеживание возникновения санскар. В результате такой практики достигается прекращение действия этих санскар.

Плодом, достигаемым практиком Тхеравады, является нирвана. То есть сначала создаётся причина для возникновения плода. Но сам плод и его качества не описываются.

Ваджраяна - это колесница плода. Здесь ты берешь плод - природу ума, как путь, и помощью искусных методов пытаешься реализовать это нерушимое ваджрное сознание. По мере привыкания к состоянию знания, санскары растворяются и потихоньку теряют силу.

Таким образом палка сжигается с двух концов.

Поэтому в Ваджраяне так много описаний относительно природы и качества плода. Но плод абсолютного просветления одинаковый в обоих случаях.