Восьмиклассница прогуляла урок - и выдвигает мне причину, абсолютно фантастическую...
- Ну, Женя... ну ты и Мюнхгаузен!
Ответный взгляд едва могу описать - такая смесь недоумения и любопытства! Так хочется узнать, хвалю я её, или - наоборот?
- А ... что это такое?
В свою очередь я замираю в недоумении: не могу поверить, что меня не разыгрывают!
Жертвую уроком - рассказываю о Самом Правдивом Человеке На Свете. Восторг! Снимаю с полки книгу Распэ - тут же хватает читать. Но ведь книжка там лежала год - не замечала? Да, без рекламы - не замечала. И фильма с Янковским в главной роли не видела, и даже мультфильма...
Вспоминаю, что вот так же, невинно-недоумённо реагировали на "литературные" примеры и на уроках обществознания. "Человек вне общества"... Робинзон? И какой-такой Гулливер воспевал прелести демократии, потешая слушателей - великанов?
Решаюсь на эксперимент - медленно перечисляю имена любимейших литературных героев нашего детства: Дик Сэнд... Паганель... Франкенштейн... Жан Грандье... Максимка Забиякин... Не знают! Никого!
И только когда произнесла имя Квазимодо - некоторое оживление. Оказалось - смотрели мультфильм, и уверены, что всё там закончилось просто великолепно...
Увы, масштаб этого явления таков, что его уже нельзя списать ни на вечную занятость родителей, ни на лень учителей. Причина глубже. И чтобы её обнаружить, давайте вспомним, как это было у нас? У тех, кто успел окончить "застойную" школу?
Возьмём в руки любую детскую книгу советских лет издания, посмотрим на тираж и цену. Не надо быть специалистом в политэкономии, чтобы сообразить - при миллионных тиражах, копеечных ценах и добротной полиграфии производство книг было дотационным, планово - убыточным!
А семнадцать киностудий, которые без конца экранизировали произведения литературы, детские и не только? Смотреть их мы были обязаны: добровольно-принудительные "культпоходы" всем классом - в кинотеатр!
А "Союзмультфильм" и его младший братец "Диафильм"? Более тысячи диафильмов - экранизаций детских книг для домашнего просмотра... И виниловые пластинки с записями книг в исполнении лучших актёров!
А "Книжкины именины" - ежегодный костюмированный бал, на который участникам предлагали являться в костюмах любимых книжных героев?
А теле- и радио-спектакли? "Клуб Знаменитых капитанов" или "В стране литературных героев" - радиосериалы длинной в ... 35 лет!
Если бы нашёлся человек, принципиально не желающий открывать книжки - даже он просто физически не мог бы спутать Робинзона с Робином Гудом. И даже он не понимал бы, как иным хватает "своего" крошечного жизненного пространства и "своего" исчезающе малого отрезка истории - жизни?
Это когда стоит только открыть любой "бумажный кирпич" - и к твоим услугам целая История и целая Вселенная...
Будем обвинять современных родителей в лени и безразличии? И почти наверняка обидим их совершенно несправедливо. Трудно представить себе семью, в которой вообще нет книг, в которой не принято дарить (или принимать в подарок от друзей) детские книжки, в которой никому не приходит в голову хотя бы рассказать детям о том, что было дорого и интересно в собственном детстве. Но...
Как правило, все усилия разбиваются об одно-единственное "но" - ребёнок взрослеет. И едва разменяв второй десяток, подвергает беспощадной ревизии ценности родителей. Вечное подростковое "отречёмся от старого мира"!
Увы, в ближайшие годы главным (и практически единственным воспитателем) станет ОБЩЕСТВО.
Усилий родителей и школы совершенно недостаточно, если нет воли сильного, дееспособного государства, заинтересованного в своём будущем. Отступило государство, уступив место рынку - и ВСЁ. Исчезло всё, неспособное приносить сиюминутную ПРИБЫЛЬ.
Но... ведь никто не сжигал книги на площадях? В библиотеках всё это есть... а в Сети есть вообще ВСЁ!? Да, это верно... так почему же в итоге - НИЧЕГО?
Впору заподозрить глобальную диверсию, в масштабах даже не России, а целого мира. Ведь с равнодушием подростков к художественному, духовному наследию столкнулись все страны... кроме нескольких. Финляндии, например - она ввела у себя ту самую, советскую систему государственных инвестиций в будущее!
Но почему изъяты из активного обихода именно те книги, которые предназначены для людей "на выходе из детства", для взросления? Те, что вводят подростка в курс взрослой жизни, со всеми её сложностями, противоречиями, драмами и трагедиями?
Всё встаёт на свои места, только если между "малышовой"сказкой и "занудной"классикой окажутся и авторская сказка-притча, и реалистичный рассказ, и бурнопламенная "Библиотека приключений". А в 12-13 лет придёт время и психологической повести, и исторической.
Вот как понять неначитанному подростку, кто там в "Онегине" хороший, а кто - не очень, если речь идёт о непонятных людях, живущих в незнакомом мире? Насколько же проще, если уже прочитано несколько исторических повестей (знакомство с этим ушедшим миром) и, например, ювелирно-психологическая (но при этом вполне детская!) "Дикая собака Динго" Фраермана. Повесть, в которой все персонажи - хорошие. Просто замечательные. И ни один не счастлив в любви...
А "этика", "толерантность", "патриотизм" и ещё, и ещё уроки, которыми предлагается пополнить школьную программу?! Все задачи этих "спецкурсов" способна решить КНИГА, прочитанная вовремя! Если "воспитывать патриотизм" в старшем школьном возрасте уже поздно - не результат ли это... перестраховки? Того, что практически вся литература, нацеленная на воспитание гражданина, аккуратно вычищена из программы младших классов? Как не способствующая "воспитанию толерантности"?
А "толерантность" в буквальном переводе - "терпимость". Это было бы поводом лишний раз улыбнуться, если бы не оборачивалось терпимостью к любому пороку и бесчестью...
Но... что-то же подростки читают?!
Конечно, вакуум заполняется. Тем, что доступно, разрекламировано, экранизировано, "раскручено" - фэнтези! Не "научная фантастика", а именно "Фэнтези".
Сколь бы ни было талантливо произведение этого жанра, задача его совсем не в том, чтобы помочь читателю понять окружающее и окружающих. Напротив, чем дальше от действительности, чем фантастичнее-неправдоподобнее, тем лучше. Чем меньше противопоказанной этому жанру "психологии" - тем лучше. Зато увлекательно. Зато...
Ближайший результат? Русская классика с её реализмом-психологизмом просто не принимается неподготовленным сознанием. Отторгается, как нечто чужеродное.
"Это - про ненормальную жизнь ненормальных людей!" - реальная фраза моего ученика. Десятиклассника.
Результат более отдалённый, но неизбежный - отторжение национальной традиции, опыта предков (в том числе и родителей) и сразу же за порогом школы - растерянность, а то и страх перед жизнью. Массовый инфантилизм и бегство в виртуальные миры.
Уже выросло поколение, для которого "мир Сталкера" куда более реален, чем пошлый "реал". Там, в "Зоне" - настоящие страсти, опасности, друзья... и Родина, наверное.
И нет ничего проще, чем управлять массой, неспособной ориентироваться в жизни, не мыслящей. Не это ли - конечная цель "великого эксперимента"?
Впрочем, если даже действительно цель была поставлена - результаты эксперимента ошеломили самих экспериментаторов!
Всего десять лет назад, отвечая на возмущённые реплики родителей-учителей по поводу содержания телепрограмм, президент Путин сказал буквально следующее:
- Но ведь это смотрят... рейтинг! Рынок!
А два года назад Владимир Владимирович озаботился национальными проектами: "Сто книг", "Сто фильмов"... Не поздно ли?
Нет, не поздно.
Ужасаясь размаху агрессивного невежества, не будем забывать о том, что большевикам в своё время досталось наследство, куда более тяжкое. 72% неграмотного населения, при отсутствии современной сети школ и учительских кадров!
Некогда инспектор Народных училищ Илья Николаевич Ульянов гордился тем, что за годы его службы количество начальных (именно начальных!) школ в Симбирской губернии выросло в полтора раза. И ужасался при мысли, что такими темпами грамотность дойдёт до Чукотки через... 600 лет!
Продолжение этой истории все мы знаем: первый букварь на чукотском языке вышел в свет через... 15 лет. После Революции.
Грешно было бы нам опускать руки, имея ТАКОЕ прошлое.
И снова, и снова увидев кислые гримасы учеников, приходится объяснять, что "классика - это не пыльный музей окаменелостей, а копилка всего лучшего, что создало человечество". В архитектуре и танце, литературе и живописи, музыке и кино. Да, и в кино - тоже! Фильм считается вошедшим в этот золотой фонд, если он интересен и через тридцать лет, через поколение! Для картины или романа этот срок дольше - лет пятьдесят... Можно ли предугадать судьбу произведения? Вряд ли. Парижский уличный воришка Франсуа Вийон может, и мечтал о бессмертии, но его соотечественники - современники ни за что бы не поверили, что его стихи будут жить и пятьсот лет спустя!
Для кого же тысячелетиями копилось такое богатство, если не для потомков?
В семидесятые годы двадцатого века популярный композитор-эстрадник Д. Тухманов совершил, быть может, сам того не сознавая, настоящий просветительский подвиг - написал цикл мелодий на слова поэтов разных эпох. Древняя Греция, средневековая Франция, Америка, Польша… Услышав это на дискотеках мы, старшеклассники пришли в восторг. Не везде могли разобрать на слух слова – и взяли эти сборники стихов в библиотеках. Прочли. Озорная поэзия вагантов – студентов 11 века – стала для многих личным открытием. Особенно позабавили рассказы об образе жизни вагантов – первых европейских неформалов…
Спасибо композитору. Но разве трудно такие открытия совершать самим? Только протяни руку – поройся в книгах, сходи на выставку, поставь фильм, проверенный временем – и наверняка откроешь то, что будет близко и дорого лично тебе.
В заключение - зарисовка "из жизни".
1996 год. Кто помнит, тем ничего объяснять не надо - время всеобщей нищеты и растерянности.
В маленьком южном городке возле пляжа дама интеллигентного вида (учительница?) разложила на коврике книги. Явно, свои - распродаёт домашнюю библиотеку.
Пушкин, Чуковский, Олеша, Линдгрен, Жюль Верн, Алексин...
Мимо пробегают девчонки студенческих лет. Взглянули - и рассмеялись:
- Кто сейчас это читает?!
- Девушки, вы так молоды... у вас ещё нет своих детей?
- Нет...
- Когда будут, сами убедитесь: на других книгах их воспитать просто НЕВОЗМОЖНО!