Как Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Николаем Алексеевичем Некрасовым, ушёл из журнала «Современник» и чем всё это обернулось.
История разрыва Тургенева с редакцией «Современника» очень резко определила и отразила процессы размежевания общественно-политических сил в России середины XIX века: либералы против радикалов. Более того, этот разрыв стал своего рода символом этого размежевания.
Вот что писал о предыстории ухода Тургенева из «Современника» Н. Г. Чернышевский:
«Вообще, при моем вступлении в «Современник», Тургенев имел большое влияние по вопросам о том, какие стихотворения, повести или романы заслуживают быть напечатанными. <...> А когда сблизился с Некрасовым (владельцем и руководителем журнала — прим.) Добролюбов, мнения Тургенева быстро перестали быть авторитетными для Некрасова. Потерять влияние на «Современник» не могло не быть неприятно Тургеневу».
Итак, центральный эпизод истории разрыва Тургенева с журналом — отношение писателя к Добролюбову. Суть дела можно свести к следующему. С приходом Добролюбова в «Современник» все резче обозначается несовместимость политических взглядов либеральной группы литераторов, возглавляемых Тургеневым, и революционно-демократических идей молодого критика.
Противостояние достигло апогея в 1860 году. Статья Добролюбова о «Накануне» (он буквально сделал из романа революционную прокламацию) вызвала резкую реакцию со стороны Тургенева, который поставил перед Некрасовым ультиматум:
«Или я, или Добролюбов».
Некрасов выбрал Добролюбова, и отношения Тургенева с «Современником» оборвались.
Между тем, склонный к либерализму Тургенев перед уходом из журнала всерьёз доказывал Чернышевскому, что с ним он сможет ужиться и даже имеет к нему расположение, но
«к Добролюбову у него не лежит сердце».
К этому же времени, как свидетельствовал Николай Гаврилович, относится и злая шутка Тургенева о том, что если
«Чернышевский просто змея, то Добролюбов — змея очковая».
Тем дело, к сожалению, и закончилось. Некрасов выиграл в тактике, сделав ставку на молодость и радикализм, но сокрушительно проиграл в стратегии. Вслед за Тургеневым из журнала ушли Толстой, Гончаров, Дружинин — не самые последние имена в русской литературе.
Уже через год Тургенев пишет, а ещё через год, в 1862 году, издаёт, без преувеличения, эпохальный роман «Отцы и дети», в котором в открытую высказывает всё, что думает о радикалах, вытеснивших его из «Современника». По его мнению, они не продолжили, а предали дело Белинского, которому посвящён роман. Тургенев дал и свой прогноз: таким людям вряд ли найдётся подходящее дело в России.
Тем временем в 1861 году умер Добролюбов, Чернышевского как идейного вдохновителя тайного революционного общества «Земля и воля» отправили на каторгу. Некрасову же уже в 1866 году пришлось писать хвалебную оду «Муравьеву-вешателю» — так называли генерала М.Н. Муравьева-Виленского, который подавил польское восстание в 1863 году, а в 1866-м был назначен председателем комиссии по делу о покушении Дмитрия Каракозова на императора Александра II.
Зачем? Некрасов справедливо опасался, что после покушения Каракозова «Современник» закроют. «Прогноз» Тургенева не оправдался, дело нашлось: на арене политической борьбы появились настоящие революционеры и террористы. Вот только одной из первых жертв, по иронии судьбы, стала «кузница» их кадров и место службы их идейных вдохновителей — «Современник».
Журнал всё-таки закрыли, а осадочек у передовой общественности того времени в отношении Некрасова остался. А. И. Герцен назвал появление подобных хвалебных стихов и высказываний «патриотическим сифилисом», репутация Некрасова в глазах либеральной общественности была испорчена. Об этом ему припоминали даже у его гроба в 1877 году.
Более того, несмотря на любовь к Некрасову Ленина и других русских и советских политиков (а, может, и вследствие этого) в творческой среде к Некрасову долго относились с неприязнью. Окончательно реабилитировали Некрасова в глазах общества только через полвека после его смерти. И сделал это блестящий эстет, поэт, переводчик и мемуарист Корней Иванович Чуковский.
Кстати, примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была обнаружена и опубликована именно Корнеем Чуковским. По этому поводу в окололитературных кругах ему часто задавали шутливый вопрос:
«Ну что, Корней Иванович, сколько еще строк Некрасова вы сегодня написали?».