Найти тему
Реки и веси Лисы Леси

В Америке хорошо, а дома лучше: колокола Данилова монастыря говорят по-русски

Этот рассказ не о вере и не об РПЦ, этот рассказ – о красоте. Красоте, мощи и нежности Даниловских колоколов, красоте истории их утраты и возвращения домой.

Колокольня Данилова монастыря
Колокольня Данилова монастыря

Думала ли я, глядя в 2008 году новости про то, как из американского Гарварда в московский Даниловский монастырь везут родные для него, исторические колокола, что когда-нибудь окажусь рядом с ними сама, смогу услышать их звоны прямо на монастырской колокольне, побывать внутри самого «Большого», ощутить под руками его вибрацию и услышать историю возвращения от непосредственного участника тех событий...

Вот он, старший звонарь Данилова монастыря иеродиакон Роман за священнодействием, иначе и не скажешь.

Из истории Даниловских колоколов:

20-е годы прошлого века, Россия воюет с верой, монастырями, храмами и колоколами. Воюет успешно, к 1930 году в Москве чудом остается действующим последний монастырь - Даниловский. Чудом стало и то, что вместо переплавки весь даниловский набор по цене бронзового лома оказался выкупленным у советского правительства американцем - промышленником Чарльзом Крейном. Выкупил, перевез за океан и подарил Гарвардскому университету, где их разместили на башне общежития Лоуэлл-Хаус.

С тех пор, с весны 1931 года, в течение 77 лет в Даниловские колокола звонили гарвардские студенты, и колокола стали частью истории не только российской, но и американской. Причем сначала эта история была не очень доброй - студенты бунтовали, непривычный слуху колокольный звон их раздражал, а потом, когда пообвыкли - несколько нелепой: как вам, например, звон православных колоколов с русскими иконами и славянскими надписями на языческий Хэллоуинн?

Благовестник Даниловского колокольного ансамбля
Благовестник Даниловского колокольного ансамбля

И все же они жили. В них звонили, интересовались их историей. В Гарварде появились курсы звонарей, в университет ездит учителем иеромонах Роман, к нам сюда приезжают студенты оттуда.

Закончилось советское время, стали возвращаться традиции и русская православная культура, в 1983-м открылся Данилов монастырь и начались переговоры о возвращении исторических колоколов на Родину. И шли эти переговоры четверть века...

И вспоминали пророчество одного юродивого в 1930 году. Обитель закрывали, колокола снимали, насельники и прихожане плакали, а он плясал и пел у монастырских ворот. Пел в радости от того дня, когда снова эти колокола зазвонят.

И сбылось!

Историю тех переговоров нам и рассказывал отец Роман - тот, кто сам ездил в Гарвард на переговоры, кто в числе прочих участников делегации проявлял чудеса дипломатии, чтобы убедить руководство и студентов, что колокола для нас – не кусок металла, что на Руси колокола сопровождали человека от рождения до смерти, их появления ждали как чуда, им шили крестильные рубашки, давали имена, любили и заботились о них, гневались, вырывали языки, пороли кнутами и ссылали в Сибирь. Своими словами все рассказанные отцом Романом истории пересказывать не стану, главное – уговорили таки американцев! Старинные колокола были обменяны на их копии, отлитые на воронежском заводе «Вера» специально для Гарварда.

Колокольня Данилова монастыря
Колокольня Данилова монастыря

В Кремле, говорите, Царь-колокол? Может быть, может быть… Только какой Царь из безгласного немтыря? Вот он, Царь-колокол не по названию, а по сути: около 12 тонн весом, с полутонным языком, с трехметровым диаметром «юбки», с глубоким бархатным голосом...

...с историей, буквально написанной-нацарапанной на своих сводах (видимо, желание плюнуть в вечность своим «здесь был Вася» было присуще людям задолго до времен буквы ять и по все стороны океана)).

-6

Всего было возвращено 17 колоколов, а безвозвратно исчезнувший еще до отправки в Америку 18-й был отлит заново. Колокола-путешественники легко отличить от остальных: именно они сильно окислены и имеют зеленый налет – 77 лет жизни во влажном Бостонском климате не прошли бесследно.

Колокольня Данилова монастыря
Колокольня Данилова монастыря

Кто-то скажет - зачем? Но ведь в самом деле колокол - не кусок литой бронзы. У него свой язык, и не только тот, что часть тела инструмента, не только. Колокольный звон - "молитва без слов", и это молитва точно не на английском. И да, у него душа...

Как у всякого человека есть душа и он тем отличается от животного, так, уповательно, и у колокола есть душа и он тем отличается от всякого другого изделия рук человеческих. Ему одному дано благовествовать. У колокола душа в звоне. Как у каждого человека своя душа, особая, так и у колокола, у каждого, своя душа. Кто понимает, тот слышит. (Сергей Дурылин, "Колокола")
Отец Роман эту душу слышит...
Отец Роман эту душу слышит...

Не верите? Встаньте когда-нибудь под благовестник - самый большой колокол ансамбля. Сначала под молчащий. Троньте рукой - отзовется его душа вашей? Если ваша открыта, отзовется, уверена. А если повезет вам, как мне, оказаться внутри того благовестника, когда он заговорит!... Не забыть вам того чувства во всю вашу жизнь, так и знайте.

На колокольне Данилова монастыря Москвы слушала колокольный звон Лиса Леся. Ваш лайк, ссылка на статью в сетях, ваша подписка — одобрение и поддержка труда автора!