Найти тему
МАРК НЕЙЛОН

Графиня-попрошайка

Проходя мимо шеренг профессиональных попрошаек, выстроивших около входа в метро, я демонстративно отворачиваюсь. Хотя еще совсем недавно в подобных случаях всегда выгребал из кармана всю мелочь. Все изменилось из-за случая, свидетелем которого я стал.

Однажды ранним утром я собирался спустится в подземный переход через Невский проспект, но задержался из-за резкого звука тормозов. У перехода остановился микроавтобус Форд. Два крепких мужика вынесли из него пару инвалидных колясок.

В одну из колясок они посадили гражданина с лицом цвета спелой вишни, а потом потащили ее в переход. Гражданин что-то увлеченно рассказывал здоровякам, а те в ответ громко гоготали.

Место во второй коляске занял выпрыгнувший из салона мужичок, немного потрепанный жизнью, но весьма еще крепкий. Он спокойно закурил и поехал в сторону Гостиного Двора.

Я заглянул через окошки в салон микроавтобуса. Внутри человек 5 или 6, в том числе и дети, расслабленно переодевались в какие-то лохмотья.

– Кино что ли снимают? – почему-то подумалось мне.

Сразу же привлекла внимание одна дама. Точнее, ее полный презрения взгляд, которым она буравила своих попутчиков. Уже не молодая, но все еще свежая. Кого-то она мне напоминала.

Хищный точенный нос, холодные и блестящие глаза, прическа, напоминающая огромную башню. И, конечно же, это нескрываемое высокомерие, которое плохо сочеталось с салоном микроавтобуса и разношерстной компанией. Словно наследница царского престола случайно зашла в придорожный кабак в поисках своего непутевого кучера.

Я вспомнил, где я видел эту даму — она была точной копией графини из старого советского фильма "Бронзовая птица". Сходство было очевидным.

– Точно, кино снимают! – я был почти уверен.

Захотелось даже прорваться в микроавтобус и попросить автограф. От этого шага меня удерживали две вещи: я не знал имени актрисы, игравшей графиню, а также меня терзали смутные сомнения, что что-то в этой ситуации не так.

В этот момент "графиня" встала со своего места и натянула на голову видавший виды цветастый платок. От гордой дамы дворянских кровей не осталось и следа. В каком-то задрипанном дешевом пальто, на голове — платок, а в руках - тряпичная сумка со справками из собеса.

Теперь она выглядела как обычная бабушка, всю жизнь отработавшая учителем или медсестрой, а теперь живущая на нищенскую пенсию.

Я пошел в переход, поскольку уже опаздывал. На пути ко входу в метро встретил возвращавшихся здоровяков - они что-то жизнерадостно обсуждали.

И тут я вспомнил, что фильм "Бронзовая птица" снят был где-то полвека тому назад. Ну никак не могла это быть актриса, игравшая графиню. Она же и в фильме была уже далеко не молодого возраста.

На платформе я увидел одного из "актеров", которого здоровяки спустили в переход. Он ездил на своей коляске с жалобным выражением лица и приставал к ожидавшим поезд людям. Подавали ему плохо. Возможно, что из-за цвета лица.

А потом я увидел его еще раз - в вагоне. Он заехал в двери в самом конце и затянул какую-то историю о тяжелой судьбе инвалидов, объезжая по ее ходу пассажиров. Когда он подъехал ко мне, я просто сделал вид, что его не существует.

Увиденные ранее детали уже выстроились в моей голове в картину, которая вызывала возмущение и обиду. Более всего было обидно за "графиню". Вот же актриса...

Я, конечно же, и раньше слышал про мафию попрошаек. Но никогда не думал, что в ней могут состоять вполне приличные с виду люди. Мне казалось, что бедных инвалидов и детей-сирот нещадно эксплуатируют преступники, отправляя их на паперть и забирая себе все, что тем удалось собрать.

А тут я никакого принуждения не увидел. Скорее, это напоминало хорошо срежиссированную постановку — с актерами и техническим персоналом. И похоже, в этом "театре" актеры были на первых ролях...