Найти тему
SimplePsychology (Психология)

Гештальтгипнотерапия как современный метод избавления от психологических проблем и неврозов

Оглавление

Главная -- Обучение от SimplePsychology -- Психологическая помощь -- Сотрудничество и реклама -- Публикации -- Видеопроизводство, статьи и слайды

Гештальтгипнотерапия – это современное интегративное направление психологической коррекции, сочетающее в себе элементы гештальт-терапии, регрессивной гипнотерапии и гипноза и базирующаяся на экспериментальных и теоретических положениях когнитивной психологии. Создателем и практиком данного направления является Павел Авдеев[1]. Гештальтгипнотерапия применяется как в краткосрочном (для работы с поведенческими расстройствами), так и в долгосрочном варианте (для работы с особенностями характера, свойствами личности и личностными расстройствами).

P.S. Перед прочтением дальнейшего материала, для большего понимания сначала рекомендую ознакомиться со статьей по гештальт-терапии и когнитивной регрессивной гипнотерапии. Также могут быть интересны статьи посвященные ложным воспоминаниям, модели цикла контакта в гештальт-терапии, сетевой модели травмы, а также краткой истории гипноза и гипнотерапии.

Теоретические положения гештальтгипнотерапии

Гештальтгипнотерапия базируется на ряде теорий когнитивной психологии, которые получили свое экспериментальное подтверждение.

Теория когнитивных схем. Теория когнитивных схем предполагает, что весь наш текущий опыт и поведение являются результатом действия, так называемых когнитивных схем. Когнитивные схемы – это амодальные структуры нашей памяти, которые искажают наше восприятие в сторону нашего опыта[2]. Они могут выражаться в виде наших, установок, отношений, убеждений, мнений в соответствии с которыми мы и воспринимаем реальность. Само действие схем было открыто в экспериментах Фредерика Барлетта, который показал, что люди из разных культур склонны искажать различные рассказы в сторону тех стереотипов, которые приняты в их обществе. Точно также мы искажаем и любую другую информацию стараясь ее привести в соответствие с нашей картиной мира, например, человек с социофобией, будет замечать в других людях именно угрожающее поведение и при этом не замечать доброго и хорошего отношения к себе, а человек с депрессией будет вспоминать только свои неудачи, но не замечать успехи. Такой принцип работы когнитивных схем напрямую связан с механизмом когнитивного диссонанса.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теория поля Курта Левина. Эффект когнитивного диссонанса, открытый Леоном Фестингером[3], состоит в том, что, встречаясь с несоответствующей нашему опыту информацией, мы испытываем диссонанс или, проще говоря, - фрустрацию. Эту фрустрацию мы пытаемся компенсировать с помощью различных защитных механизмов, например, отрицая неугодную информацию, вытесняя, искажая или рационализируя ее.

Точно также, в соответствии с теорией поля Курта Левина[4], мы испытываем внутренний конфликт, встречаясь с внешними противоречиями. Например, если мы хотим съесть бургер, но все ближайшие рестораны уже закрыты, мы начнем испытывать фрустрацию из-за невозможности реализации потребности и отсюда у нас будут активироваться либо примитивные защиты психики в стиле ругани на «тупых» владельцев ресторанов, либо более высокоразвитые механизмы, по типу смещенного поведения, например, вместо того, чтобы идти в ресторан, вы купите продукты и сделайте бургер дома или же вообще переключитесь на какую-то другую пищу. То же самое происходит и когда человек встречается с каким-то текущим или прошлым травматическим опытом. Например, если любимый отец надругался над дочкой, то эта информация войдет в конфликт с ее текущими представлениями об отце и она будет пытаться ее вытеснить, а любые намеки на сексуальные отношения со стороны мужчин уже во взрослом возрасте будут активировать вытесненные воспоминания, что снова будет порождать фрустрацию и тревогу, которая будет выражаться в защитных механизмах, т.е. симптомах, например, девушка может начать проецировать на всех мужчин идею «они все похотливые животные» или заняться самобичеванием «я слишком уродлива и не заслуживаю любви» или, например, просто перестать чувствовать сексуальное возбуждение. Все это связано с вытеснением и отторжением собственного опыта и конфликтом в психике у данной девушки.

Теория бессознательного и диссоциации. Выше мы уже сказали о возможности вытеснения, того или иного психического материала. Наиболее распространенные идеи Фрейда о бессознательном не получили никакого подтверждения, однако, современные представления о подсознания вполне имеют под собой основания. Современная теория бессознательного тесно связана с понятием диссоциации, т.е. с отщеплением психических процессов, когда тот или иной психический процесс начинает функционировать изолировано от сознания. Такой эффект был показан в экспериментах Эрнста Хилгарда[5], Пьера Жане[6] и других. Например, одним из таких экспериментов является опыт с автоматическим письмом, когда рука человека пишет сама под влиянием внушения. На уровне физиологии существование диссоциации показал Роджер Сперри[7]. В его экспериментах с расщепленным мозгом, было показано, что при разрезании мозолистого тела мозга, два полушария начинают вести себя как изолированные личности, где каждая из них не осведомлена и не контролирует работу другого полушария. Так есть и множество других данных доказывающих существование бессознательных процессов, например, эффект установки и прайминга, эффекты, связанные с памятью на основе состояния и др. Все эти данные четко показывают существование бессознательных процессов и то, что мы вполне способны вытеснять ту или иную информацию и поддаваться определенному влиянию со стороны.

-2

Теория психологической травмы и травматическая диссоциация. Теория психотравмы еще со времен Антона Франца Месмера, а затем и Зигмунда Фрейда, оставалась крайне спорной концепцией, однако, данная теория на протяжении всего существования психотерапии использовалась достаточно эффективно в лечении больных. На сегодняшний же день уже имеются данные о существовании психотравм и об их влиянии на текущие проблемы индивида. Основные исследования здесь провел доктор Бессел Ван Дер Колк[8], который изучал больных посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) с помощью фМРТ сканера. Данный ученый показал, что в момент травмы происходит так называемая травматическая диссоциация, проще говоря, разрушается процесс нормально запоминания. Доктор Эрик Вермиттен связал такое изменение процессов памяти с реакцией стресса[9]. Стресс активирует отдел мозга под названием миндалина, а как показывают исследования Метью Либермана, миндалина тормозит деятельность другого отдела – гиппокампа, который в обычном состоянии и ответственен за наше обычное запоминание[10]. В итоге информация сохраняется фрагментарно (диссоциировано) и начинает функционировать изолировано от сознания. Именно поэтому человек с фобией собак, будет испытывать панику даже при виде щенка, без возможности как-то остановить свою реакцию.

-3

И хотя данные исследования касаются именно ПТСР, где человек в принципе помнит травматическую ситуацию, существует множество данных о том, что люди склонны вытеснять травматический материал. Так, по данным Международного общества по изучению травматического стресса, взрослые могут не помнить эпизоды жестокого обращения в детстве, даже в тех случаях, когда имеются реальные записи о том, что насилие имело место[11]. О Брайен, Вилкинсон, Кадиш зафиксировали забывание событий после природных катастроф. Сержэнт и Слаттер обнаружили амнезию на событие у 144 из 1000 солдат, попавших в госпиталь. Голдфилд и коллеги зарегистрировали забывание у жертв похищения и пыток. А, например, в работе Кирамелла показана связь между травматическими событиями прошлого и соматоморфных расстройств[12], а также связь психотравм и депрессии[13]. И это лишь малая часть данных. Само же забывание опять же может объясняться не только фактом наличия стресса, но и эффектом когнитивного диссонанса, когда человек, просто вытесняет травматический материал, который, однако, не перестает оказывать влияние на его жизнь. Подобная же травматическая информация может быть вспомнена[14], в том числе и в результате психотерапии. В качестве же общей описательной модели травмы часто применяются нейросетевые модели, например, модель Йетса и Нэшби[15], а также модель, предложенная автором метода.

Психодинамическая теория, стресс и адаптационной энергии. Еще одной спорной идеей является идея энергии, кочующая из направления в направление в разных вариантах (самым популярным примером является энергия Либидо). Большинство концепций подобной энергии на сегодняшний день не получили своего подтверждения. Однако, современные исследования стресса все-таки позволили вполне правомерно заявить о существовании определенного вида энергии у человека[16], которая была названа адаптационной энергией[17]. Именно энергия стресса, который возникает при фрустрации наших потребностей и направляет нашу жизнь, заставляет нас адаптироваться к среде. В соответствии с психодинамической теорией эта энергия способна фиксироваться на тех или иных объектах нашего прошлого, что и приводит к образования различных невротических симптомов.

-4

Базовая концепция здоровья и болезни: теория гомеостаза и гештальт-психологические принципы

Гештальтгипнотерапия базируется на теории гомеостаза: организм стремится поддерживать собственные показатели жизнедеятельности. Отклонение от этих показателей выражается в виде потребностей и фрустрации, например, если мы долго не принимали пищу, мы начинаем чувствовать голод. Так как человек является открытой системой он способен удовлетворить свои потребности лишь входя во взаимодействие (контакт) с внешний средой. Соответственно возможность удовлетворения потребностей, благосостояние и здоровье человека будут зависеть от адекватности подобного взаимодействия и от того, насколько человек способен адаптироваться к данным условиям среды, которые также можно назвать полем, исходя из теории Курта Левина. Любое адекватное взаимодействие со средой с целью удовлетворения потребности должно проходить через ряд этапов: возникновение потребности, что выражается в виде ощущений; осознание эмоции на основе ощущений; осознание поведения для реализации эмоции и наконец интеграция опыта (то, что зовется циклом контакта). Например, если вы хотите кушать у вас изначально появляется ощущение в животе, затем вы осознаете, что оно означает голод; затем голод заставлять вас искать пищу, например, сходить в ресторан; и затем вы интегрируете опыт, например, заключая, что в этом ресторане была очень вкусная и надо будет сходить в него еще раз или, что не стоит в 3 часа ночи пытаться найти открытый ресторан и придется готовить дома. Это нормальный цикл контакта, который проходит человек в процессе удовлетворения потребностей. Такого человека мы можем назвать здоровым.

Однако, очень часто мы не способны реализовать адекватный цикл контакта, что, чаще всего, связано либо с нашим травматическим опытом, либо просто с неумением. Например, девушка в глубине души хотела бы найти свою любовь, однако каждый раз при встрече с мужчиной она заключает, что «мужики – грязные животные» и убегает от них. Такое поведение связано с тем, что к ней в детстве приставал ее отчим и теперь она проецирует отношение к отчиму на всех своих возможных партнеров (это связано с условно-рефлекторной природой травмы: мужчины по механизму условного рефлекса активируют в девушке реакцию на отца). В итоге девушка чувствует себя несчастной и одинокой, поскольку ее потребность в любви остается не удовлетворена. А энергия данной потребности может также создавать болезненный симптом: например, самобичевания девушки, или фригидность.

Это был лишь один пример, однако, не всегда ситуация складывается именно так, и не всегда травма связана именно таким образом с симптомом, а то, как проявляется симптом будет зависеть от механизмов защиты психики, которые человек реализует как реакцию на травму. Проиллюстрируем механизмы защиты психики в гештальтгипнотерапии снова на примере домогательств отца.

  • Слияние – отсутствие дифференциации в восприятии, невозможность выделить элементы восприятия, осознать их и посмотреть со стороны. В случае с девушкой, она могла бы просто заблокировать любые ощущения возбуждения в теле и не чувствовать их, вытесняя из области сознания (так появляется алекситимия)
-5

  • Интроекция – принятие убеждений без осмысления и интеграции. С момента травмы девушка могла сделать вывод «все мужики – грязные животные» и придерживаться его. Она также могла решить «Я уродина», чтобы не привлекать внимания других мужчин.
-6

  • Проекция – перенос своих внутренних психических содержаний на других людей. Например, девушка могла бы спроецировать свое убеждение «все мужики – грязные животные» на мужчин или «женщины, которые занимаются сексом являются жертвами» на женщин. Она бы также могла спроецировать свое подавленное сексуальное желание на других людей.
-7

  • Ретрофлексия – перенос энергии вместо внешнего объекта на самого себя. Девушка могла бы перенести агрессию и злобу, связанную с отцом на саму себя, например прибегая к самоповреждению, гнобя себя и впадая в депрессию вместо того, чтобы выразить свою агрессию отцу.
  • Дефлексия – распыление энергии на дела, не связанные с потребностью. Девушка могла бы избегать любых сексуальных отношений с мужчинами, полностью погрузившись в работу или став лесбиянкой.
-8
  • Слияние на постконтакте (эготизм). Девушка могла бы застрять в сексуальном опыте с отцом и постоянно стремится повторить его, впадая в беспорядочные сексуальные связи, но не получая от них удовлетворения.
-9

Все эти типы защитных механизмом не позволяют человеку реализовывать его потребности, что и приводит к болезни.

Механизмы исцеления

Гештальтгипнотерапия подразумевает под собой несколько механизмов исцеления каждый, из которых имеет самостоятельную ценность.

  • Осознание. Осознание — это основной механизм исцеления в гештальтгипнотерапии. В отличии от других видов терапии здесь, осознание подразумевает не просто узнавание о причине проблемы, но осознание механизма порождения проблемы в целом. То есть человек в процессе гештальтгипнотерапии может осознать вытесненное воспоминание, которое послужило причиной симптома, но может осознать и паттерны своего собственного поведения, свои мысли или телесные зажимы, которые также могут лежать в основе болезни.
  • Отреагирование и катарсис. Катарсис позволяет клиенту завершить фрустрирующие его воспоминания и ситуации, тем самым реализовав ту или иную потребность (например, парень может высказать девушке, то, что не успел ей сказать, когда она погибла). В соответствии с теорией доминанты, реализация подобного поведение тормозит очаг повышенного возбуждения в коре головного мозга, ответственный за страдания человека, проще говоря, эмоции, которые его мучали просто уходят из ситуации[18].

  • Механизмы научения. В гештальтгипнотерапии активно используются и механизмы научение: клиенту предлагается отработать новый тип поведения в безопасной обстановке кабинета психолога, а затем и в реальной жизни. Используется и когнитивное научение при работе со сферой мышления клиента, например, когда происходит реструктуризация воспоминаний или анализ когнитивных схем и дифференциация гештальтов.

Техники гештальтгипнотерапии

Механизмы исцеления и сами цели гештальтгипнотерапии определяют, применяемые в ней техники. В данном случае мы отметим техники характерные именно для гештальтгипнотерапии и опустим общие техники, применяемые в психотерапии (например, активное слушание).

  • Техники дифференциации. Данные техники направлены на дифференциацию гештальтов и осознание некоторых аспектов проблемы. Техники предполагают расспрос о проблемной ситуации и о паттернах поведения и мышления клиента. В процессе дифференциации сознание клиента проясняется, и он начинает более адекватно воспринимать проблему. К этому разделу можно отнести все техники когнитивной психотерапии.
  • Техника возвратов. Терапевт возвращает клиенту его различные (чаще невротические проявления). Например, терапевт может указать на то, что каждый раз, говоря о проблеме, клиент поднимает плечи. Или он может отметить, что клиент каждый раз опаздывает на сеанс, отмечая данный паттерн поведения. Основное внимание уделяется возврату и интерпретации чувств клиента.
-10
  • Драматизация. С целью помочь клиенту выразить себя и отреагировать эмоции терапевт может различными средствами усилить накал страстей при работе с проблемой клиента. Например, при работе с агрессией к отцу, терапевт может припомнить клиенту все те обиды, что отец ему нанес, помогая тем самым выплеснуть зажатую агрессию.
  • Эксперименты. Эксперименты – это способ для клиента опробовать новое для себя поведение. Эксперименты могут применяться в виде конфронтации. Например, можно выразить недовольство социофобу, который боится критики, а затем предложить ему среагировать на это. Конфронтация – это завуалированный вариант ролевой игры. Также, ролевая игра является частым примером эксперимента, когда клиент и терапевт заранее распределяют роли и вступают во взаимодействие.
-11

  • Регрессия. Регрессия – это гипнотический механизм ассоциативного воспоминания травматических событий. Регрессия в гештальтгипнотерапии применяется не только после гипнотической индукции, но часто возникает и спонтанно или при выполнении других техник. Например, начиная спорить с терапевтов при конфронтации, человек может вспомнить подобную ситуацию спора с отцом.
-12

  • Анализ когнитивных схем (интерпретация). На основе полученного от клиента материала (например, в результате дифференциации или регрессии), терапевт может предложить клиенту обобщенные выводы из того, что он узнал. Основное отличие от других направлений, состоит в том, что здесь не привносится никакого внешнего материала, кроме того, который предоставил клиент (например, многие психоаналитики любую проблему мужчины могут интерпретировать как его склонность к гомосексуализму). В гештальтгипнотерапии анализ ведется, исходя из данных клиента: например, если клиент рассказывает о том, что один и тот же паттерн повторяется у него в разных ситуациях, при этом сам клиент этого паттерна не замечает, то терапевт может направить на него внимание клиента, а также связать его с заявленной проблемой. Такая работа помогает понять, какая конкретно потребность фрустрирована и что именно нужно поменять, чтобы ее реализовать.
-13

  • Проективные техники. Использование проективных техник связано с обобщенным характером нашего стресса. Грубо говоря, наше напряжение, связанное с той или иной потребностью, мы можем направить на удовлетворение различных целей, например, вместо того чтобы искать свою любовь можно заняться рисованием или написанием стихов, или вместо реальных жизненных достижений предпочесть достижения в компьютерной игре. Этот механизм позволяет также реализовывать фрустрированные потребности клиента с помощью, например техник эмоционально-образной терапии или других проективных методов, например, техники пустого стула.
  • Экспозиционная терапия. Отдельно применяется экспозиционная терапия, когда клиент непосредственно встречается с пугающим его объектов в воображении или реальности, например человеку со страхом собак предлагается погладить щенка. Данная методика часто применяется, не как это было задумано изначально в поведенческой терапии (когда человек просто дожидается угасания условного рефлекса путем долгих и постепенных встреч с пугающей ситуацией), а для вызова проблемных чувств клиента с которыми в дальнейшем можно работать. По сути, она является подразделом техник эксперимента.

Общий процесс гештальтгипнотерапии можно описать как последовательный переход: механизм защиты психики – проблемное чувство – поиск факторов, вызывающих это чувство (в частности, психотравмы) – реализация проблемного чувства – отработка нового поведения – интеграция опыта.

Эффективность

Гештальт-терапия показала эффективность в 7 исследованиях[19], а также показали эффективность ее отдельные техники, например, техника пустого стула[20]. В исследовании, терапии фобии змей, Johnson and Smith (1997) обнаружили, что участники, с которыми работали техникой «пустого стула» показывали такие же улучшения, как и участники, проходившие когнитивно-поведенческую терапию. В исследовании депрессии, Greenberg and Watson[21] обнаружили, что процессуальная терапия (использующая одновременно гештальт-терапию и клиент-центрированную терапию) оказалась более эффективна, чем клиент-центрированная. Это исследование было повторено Goldman, Greenberg, and Angus (2000) и показало те же результаты, но с еще более высокими показателями эффективности. Ellison, Greenberg, Goldman, and Angus (2009) обнаружили, что ЭФТ (сходная с гештальт-терапией) снижала депрессию более выраженно, чем клиент-центрированная.

Другое исследование депрессии, сравнивающее процессуальную терапию с КПТ, провели Watson, Gordon, Stermac, Kalogerakos, & Steckley, 2003. Оба терапевтических подхода помогли клиентам улучшить самооценку, облегчить стресс и улучшить отношение к себе и окружающим. Но те, кто получал процессуальную терапию демонстрировали меньшее количество межличностных проблем, чем клиенты, получавшие КПТ. Эти исследования показали, что процессуальную терапию можно рассматривать как подтвержденное исследованиями терапевтическое направление.

Clarke and Greenberg (1986) сравнили когнитивную группу, гештальт-группу и контрольную группу из «листа ожидания». Несмотря на то, что оба подхода оказались более эффективными, чем отсутствие терапии, фасилитирующей принятие решения, аффективные (гештальт) интервенции оказались более эффективными, чем КПТ. Техника «пустого стула» также оказалась более эффективной для фасилитации процесса прощения и помощи клиентам в преодоления эмоциональных травм, чем психообразовательная группа (Greenberg, Warwar, &Malcolm, 2008)

В серии мета-анализов Elliott (последний мета-анализ: Elliott et al. 2004). проанализировал исследования, сравнивающие гуманистическую и бихевиоральную терапию Лояльность исследовательской группы, оказалась настолько решающим фактором, что при удалении этого фактора из модели никаких различий между школами обнаружено не было. Это согласуется с выводами Luborsky et al. (1999, 2002, 2003). Сравнения, проведенные Elliot (2001) и Elliott et al. (2004) показали следующее:

  • гуманистическая и когнитивно-бихевиоральная терапии одинаково эффективны;
  • гуманистические направления терапии не уступают другим терапевтическим школам;
  • гуманистические направления терапии более эффективны, чем неспецифичная группа направлений негуманистической и небихевиоральной терапии.

Согласно современному положению дел в исследованиях, гуманистические направления терапии в целом не менее эффективны, чем методы КПТ.

Говоря о гипнозе, показана высокая эффективность гипноза в лечении психосоматических заболеваний[22], панических атак[23], тревожно-фобических расстройств (что позволяет компенсировать неэффективность гештальт-терапии в этой сфере)[24], травматического заикания[25], ПТСР[26], бруксизма[27], психосоматической аллергии[28], энуреза[29], бессонницы[30], ряда кожных заболеваний[31], курения[32] и других видов зависимостей и др. И это лишь малая часть исследований.

Показано, что совмещение гипнотерапии с другими видами терапии усиливают эффект этих терапий[33]. В отдельном исследовании показана эффективность совмещения гипноза с другими видами терапии при лечении фобий, в частности[34].

Все эти данные говорят в пользу необходимости совмещения гештальт-терапии с гипнотерапией и дальнейшего исследования такого синтеза, который может эффективно справляться с целым рядом проблем, особенно с теми, которые могут отрицаться в других направлениях терапии (как это, например, происходит с психосоматическими проблемами в когнитивно-поведенческой терапии).

© SimplePsychology, YouTube, Павел Авдеев

Источники

[1] Авдеев П.С. Интеграция гипнотерапевтических методов в процесс гештальт-терапии. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный Университет Современных Технологий». Волгоград. 2020. 38 с.

[2] Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / Пер. с англ. под ред. Т. Н. Резниковой. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с

[3] Leon Festinger. A Theory of Cognitive Dissonance. — Stanford University Press, 1962. — 291 с.

[4] Левин К. Teopия поля в социальных науках.: — CПб.: «CeHcop», 2000. — 368 c.

[5] Hilgard E.R. 1977. Divided consciousness: multiple controls in human thought and action. New York, NY: Wiley.

[6] Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. — СПб.: Наука, 2009. — 500 с. — (Психология сознания).

[7] Sperry, R. W. The great cerebral commissure. Scientific American, 1964, 210(1), 42-52.

[8] Бессел ван Дер Колк и травме и диссоциации - Bessel A. van der Kolk. The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp.

[9] Eric Vermetten. Post-traumatic stress disorder. R Yehuda. New England journal of medicine 346 (2), 108-114

[10] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.

[11] "Recovered Memories of Childhood Trauma". istss.org. Retrieved January 30, 2020.

[12] - Ciaramella A. The Influence of Trauma on Autobiographical Memory in the Assessment of Somatoform Disorders According to DSM IV Criteria. The Psychiatric quarterly. 2018 Dec; 89(4):991-1005.

[13] Роберт Сапольски. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки = Robert Sapolsky. BEHAVE: The Biology of Humans at Our Best and Worst. — М.: Альпина Нонфикшн, 2018.

[14] Albach F, Moormann PP, Bermond B (December 1996). "Memory recovery of childhood sexual abuse". Dissociation. 9 (4): 261–273.

[15] Yates, J. L., Nashby, W. Dissociation, affect, and network models of memory: an integrative proposal. // Journal of Traumatic Stress. 1993. V. 6. P. 3.

[16] Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.

[17] Alexander N. Gorban, Tatiana A. Tyukina. Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death. Journal of Theoretical Biology 405:127-139 · 2016

[18] Авдеев П. Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте Ухтомского. // SCI-ARTICLE.RU. 2017. №44 URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1492196043 (дата обращения 01.06.2017)

[19] Orlinsky, D. E.; Grawe, K.; Parks, B. K. (1994), "Process and outcome in psychotherapy: Noch einmal", in Bergin, A. E.; Garfield, S. L. (eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change, John Wiley & Sons, pp. 270–376.

[20] Wagner-Moore L.E. Gestalt therapy: past, present, theory, and research. Psychotherapy Theory Research & Practice 41(2): 2004. pp. 180-189

[21] Greenberg, L. S., Watson, J. C. & Lietaer, G. Handbook of experiential psychotherapy. 1998

[22] - Flammer, E., Alladin. A., The Efficacy of Hypnotherapy in the Treatment of Psychosomatic Disorders: Meta-analytical Evidence

[23] David Kraft. Panic Disorder Without Agoraphobia. A Multi-Modal Approach: Solution-Focused Therapy, Hypnosis and Psychodynamic Psychotherapy. Journal of Integrative Research, Counselling and Psychotherapy, vol.1.no.1 March 2012

[24] Pelissolo, A (2016). "[Hypnosis for anxiety and phobic disorders: A review of clinical studies]". Presse Med. 45 (3): 284–90.

[25] Dempsey G.L, Granich M. Hypno-behavioral therapy in the case of a traumatic stutterer: a case study. The international journal of clinical and experimental hypnosis. 1978 Jul;26(3):125-33.

[26] Tudor-Ștefan Rotaru et al. A Meta-Analysis for the Efficacy of Hypnotherapy in Alleviating PTSD Symptom. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. Volume 64, 2016 - Issue 1

[27] Clarke JH, Reynolds PJ. Suggestive hypnotherapy for nocturnal bruxism: a pilot study. Am J Clin Hypn. 1991;33(4):248-53.

[28] - Ikemi Y. (1967) Psychological Desensitization in Allergic Disorders. In: Lassner J. (eds) Hypnosis and Psychosomatic Medicine. Springer, Berlin, Heidelberg

[29] Lazarovici H. On hypnosis in the treatment of nocturnal enuresis and other neurotic diseases in children. Neurologia, psychiatry, neurochirurgia. 1970 Nov-Dec;15(6):505-12.

[30] Anderson JA, Dalton ER, Basker MA. Insomnia and hypnotherapy. J R Soc Med. 1979;72(10):734-9.

[31] Картамышев А.И. гипноз и внушение в терапии кожных болезней. Москва. Медгиз. 1953. 70 с.

[32] Elkins, G. R.; Rajab, M. H. (2004). "Clinical hypnosis for smoking cessation: Preliminary results of a three-session intervention". The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 52 (1): 73–81.

[33] Mendoza, M. E.; Capafons, A. (2009). "Efficacy of clinical hypnosis: A summary of its empirical evidence". Papeles del Psicólogo. 30 (2): 98–116.

[34] Hirsch J.A. Integrating Hypnosis with Other Therapies for Treating Specific Phobias: A Case Series. The American journal of cclinical hypnosis. 2018 Apr;60(4):367-377.

#психотерапия #гештальтгипнотерапия #гештальттерапия #гипнотерапия #психология #эффективностьпсихотерапии #когнитивная терапия #психологическая травма #ложные воспоминания #гипноз

© SimplePsychology, YouTube, Павел Авдеев