- Я обещала вам вчера погружение в удивительный мир драгоценных сумочек, несессеров и ридикюлей из коллекции Кашмиры Булсара. Давайте же вместе рассматривать и любоваться ими!
- Это не совсем про Фредди Меркьюри, но невероятно расширяет кругозор. Кроме того, я уверена, Фредди, будучи большим ценителем стиля ар-деко, знал о нем очень многое. Мы часто читаем, что многим своим друзьям Фредди дарил драгоценные вещицы от Картье, Лалика и других мастеров той эпохи. Давайте и мы хоть чуточку приобщимся к тому миру.
- Оказалось, что сестра пошла вся в брата. Яблоко от яблоньки, как говорится…
Коллекция несессеров (ридикюлей) в стиле ар-деко в память о Фредди Меркьюри восхищает публику в новой ювелирной галерее Музея Виктории и Альберта.
Это то, что итальянцы могли бы назвать colpo d’amore – любовь с первого взгляда, то, от чего останавливается дыхание.
Для Кашмиры Булсара визитница из матового горного хрусталя с изображением японской плакучей ивы, нанесенной черной эмалью и бриллиантами огранки «роза», был началом ее любовного романа с ридикюлями в стиле ар-деко.
Булсара купила украшение Lacloche, сделанное в Париже в период между 1920 и 1925 годами, у лондонского продавца ювелирных изделий Питера Эдвардса, известного эксперта по драгоценностями 20-го века. На протяжении двух десятилетий Эдвардс помог ей собрать коллекцию из 49 несессеров в стиле ар-деко, которые в начале этого года украсили новую галерею Уильяма и Джудит Боллинджер в лондонском Музее Виктории и Альберта, посвященную предметам роскоши.
Стеклянная винтовая лестница соединяет первый этаж с мезонином, где перед посетителями предстает изысканное искусство 1920-х годов. «Мы назвали эту выставку «Лестница в небеса»(1), - сказал Тристрам Хант, директор музея, на открытии.
Булсара пообещала завещать коллекцию музею в память о ее покойном брате, Фредди Меркьюри, вокалиста группы Queen, который любил искусство и красивые вещи, в особенности японские. Меркьюри был не только музыкантом, но и художником, изучал искусство в Политехническом университете Айлворта в Западном Лондоне, а также графическое искусство и дизайн в Художественном колледже Илинга. Он создал герб Queen и участвовал в оформлении нескольких обложек альбомов группы.
Эдвардс, во время работы над книгой о коллекции и очаровании того времени, сотрудничал с геммологом и историком ювелирного искусства Сарой Хью-Уильямс, автором Christie’s Guide to Jewellery и соавтором книги Hidden Gems: Jewellery Stories from the Saleroom (Скрытые сокровища – истории о ювелирных изделиях с аукционов). Книга называется «Kind of Magic: Art-Deco Vanity Cases»(2)(Вот такая магия – несессеры в стиле ар-деко), и представляет из себя исследованием эстетического феномена ар-деко.
Как нам сказала Хью-Вильямс,
- «ар-деко имеет свой собственный лексикон¸ он был поистине революционным: цвета, рисунки, мотивы и материалы были такими авангардными и ни на что не похожими. Они удачно дополнялись высочайшим уровнем мастерства и профессионализма, которые ювелиры безуспешно пытаются повторить».
С "ревущими двадцатыми" пришли коктейльные вечеринки, джаз-клубы, голливудские фильмы, океанские лайнеры и автомобили. Женская одежда кардинально изменилась, и ювелиры моментально перепрофилировались, создавая обручи для волос, сотуары и косметички.
По словам Хью-Вильямс, именно в ювелирных изделиях отразились гламур, азарт и оптимизм 1920-х годов.
- «Женщины упивались свободой, новой модой и совершенно новой манерой поведением», - говорит она. «Макияж, вдохновляемый звездами голливудского экрана, становился все более важной частью их образа. Пудриться и красить губы на публике больше не признавалось вульгарным, более того, это стало частью ритуала соблазнения. Совершенно очевидно, для этого потребовался совершенно новый аксессуар, и поэтому родился nécessaire - или сумочка для туалетных принадлежностей, предназначенная для того, чтобы носить с собой все, что потребуется динамичной и модной женщине».
Хью-Вильямс по-другому взглянула на мастерство ювелиров той эпохи, благодаря знакомству с коллекцией Булсара.
- «Эти косметички - шедевры в миниатюре. Мне нравится их скульптурный вид и ощущение, что они имеют практическое назначение, мне нравится, как они лежат в руке. Многие из них были цилиндрическими, выпуклая форма позволяла носить больше предметов внутри и удобнее из размещать».
Здесь Хью-Вильямс перечисляет своих любимчиков и объясняет их важность ...
- «Использование горного хрусталя - торговая марка ар-деко. Все началось, когда коллекционер буквально «заболела» несессерами и решила создать коллекцию в память о своем брате. Кэш чувствовала, что Фредди понравились бы несессеры так же сильно, как и ей.
- В них все изысканно: они такие простые, но стильные. Они являют собой триумф техники огранки, когда корпус сделан из оникса, а не из эмали или лака. Несмотря на то, что некоторые из несессеров были всего около 12 см в длину, они были тяжелее, чем казалось, из-за сложной конструкции отсеков и различных приспособлений.
- Экзотика и само понятие путешествий были навязчивой идеей в ту эпоху, когда появились самолеты и автомобили. Привлекательность из отчасти заключалась в скорости, которую эти новые средства передвижения привносили в жизнь. Но одновременно с этим появился ненасытный аппетит ко всему иностранному. Этот футляр сочетает в себе искусство эмалировщика с инкрустированной перламутром сценой, которая изображает характерный пейзаж в стиле шинуазри» (китайский стиль)
- Даже дверные ключи иногда были оформлены в стиле ар-деко. Этот ключ был сделан Cartier New York, а не Лондоном или Парижем, и принадлежал Консуэло Вандербильт Эрл (очень интересная особа – стоит о ней почитать!) Устройство этой ключницы гениально! Черные, кремовые и золотые украшения шикарны, но мне нравится центральный мотив с ромбовидной окантовкой, в котором используются цветы, чтобы придать больше женственности.
- Некоторые из футляров невероятного цвета. Они созданы с использованием разнообразных материалов для создания хроматического эффекта. Все в этом стиле ар-деко: сочетание синего и зеленого, использование экзотических, неевропейских материалов и бриллианты, специфически ограненные в стиле 1920-х годов - багет.
- Меня всегда поражало, насколько новаторской была эпоха ар-деко с ее сочетаниями цвета, материала и техники. Этот замысловатый дизайн был воплощен в жизнь Владимиром Маковским (3), русским художником-эмигрантом, жившим в Париже в 1920-х годах, чья подпись была выложена драгоценными камнями и покрыта лаком. В тот же период он работал в нескольких ювелирных домах, потому что требования к уровню профессионального мастерства были невероятно высоки.
- Если бы мне пришлось выбирать любимую? Корпус в индо-персидском стиле с яркой эмалью, четкими линиями, экзотическими мотивами и замысловатым мастерством. Он суммирует блеск и гламур эпохи, ее пульсирующую энергию и лихорадочное движение. Это заразительно, вы можете почувствовать это, глядя на эти косметички».
Ну вот, вроде, и все. Остается добавить, что несессеров у Кашмиры 49, а мы полюбовались лишь на 7 из них.
Кстати - а кто знал, что Илинга Фредди учился в политехническом университете Айлворта? Это у меня одной такой пробел?
1. «Stairway to Heaven» ( Лестница на небеса) — песня британской рок-группы Led Zeppelin, выпущенная на альбоме Led Zeppelin IV. Композиция также вошла в концертный альбом The Song Remains the Same. Авторы песни — гитарист группы Джимми Пейдж и вокалист Роберт Плант. Эта песня стала одной из самых знаменитых композиций Led Zeppelin и рок-музыки вообще, а также самой часто проигрываемой композицией на FM-радиостанциях Америки.
2. «A Kind of Magic» — двенадцатый студийный альбом британской рок-группы Queen, выпущенный 2 июня 1986 года.
3. Мне совершенно не понятно, кого она имела в виду. Есть русский художник Владимир Маковский, но это не может быть он! Владимир Маковский умер в 1920 году в Санкт-Петербурге. В то же время рисунок петушка мне смутно знаком. Отзовитесь те, кто узнал!
#freddie mercury #art deco #искусство #коллекции #музеи мира