Авиапром Украины это прекрасная иллюстрация того, как можно разрушить практически все, имея неплохие стартовые условия. Все машиностроение советской Украины переживает не лучшие времена, не смотря на постоянные разговоры о возрождении.
Вот и сейчас появилась некая вероятность возрождения легендарного Харьковского авиационного завода, основанного еще в 1926 году. Это было бы красивым ходом к скорому столетнему юбилею, но, как известно, человек предполагает, а все выходит наоборот.
Завод входит в состав группы "Антонов", тогда (2005 г.) была задумка объединить все авиапредприятия Украины и создать мощного гиганта. В то время был экономический рост и планы могли легко сбыться, при должном успехе.
Однако мировой финансовый кризис, коррупционный скандалы, а потом и разрыв кооперации с Россией сказалимь удручающе. Завод перестал выпускать Ан-140 и стал выпускать сверхлегкие планеры ХАЗ-30. (Аналогия со знаменитой тележкой-кравчучкой)
Как итог огромные долги по зарплате, бегство сотрудников и распродажа активов. Собственно на спасение завода нужен $1 млрд.
Часть этих денег пойдет на долги, половина средств на достройку стоящих в цехах самолетов. Остальное на развитие - новые станки, модернизация и т.п.
Изменения коснуться и организационных моментов. Скорее всего это будет полная приватизация или частичная передача прав. Но это будет решать уже тот, кто выделит деньги.
Изменения затронут и сам холдинг "Антонов". Будет перетасовка оставшихся в живых предприятий, чтобы создать нового гиганта. Но это скорее напоминает ситуацию из анекдота про кровати и одно заведение.
Необходимы глубинные изменения, которых в современной Украине, увы, нет. Для этого нужна политическая воля, но весь ресурс тратится на удержание страны от распада. Какой уж тут рост.
Да и вопрос, кто даст эти деньги. Последний кредит от МВФ равнялся 5 миллиардам. Вряд ли эти деньги пойдут на авиацию. Остается инвестор, но кто.
Это не Россия. И дело не только в политике. Просто мы уже давно заменили большую часть всего, что получали из Украины (осталось решить проблемы с судовыми движками).
Не Китай, так как уже обжегся на покупке акций "Мотор Сич". Сделку не могут одобрить уже несколько лет. Тем временем Пекин УЖЕ вывез себе сборочную линию авиадвигателей Д-436.
Европа не даст денег, ну просто потому что им не нужен конкурент. Тут украинскую картошку не пускают в ЕС, а вы хотите высокие технологии.
Вот и получается, что спасение рук утопающих, дело рук самих утопающих. Но тем не менее Харьковский авиационный имеет шанс на возрождение.
Возможно, наши соседи должны понять, что лучше дружить с Россией, чем отказываться из-за эфемерных иллюзий и разрушать достойное наследство предков.