Жизнь патриарха Иакова сложно назвать скучной и спокойной. В силу своего характера и, в значительной степени, благодаря своему имени (Иаков - "держащий за пяту" или "проворный" "проныра") он с самого своего рождения уже проявлял свойственные ему качества души. Будучи вторым сыном Исаака он, зная пророческое обещание получения первородства, всеми способами пытался его добиться. Однажды Иаков обманул отца и брата, что в конечном итоге привело к бегству к брату своей матери Лавану. Пришлось уйти из своей семьи и навсегда потерять связь с матерью, которую он никогда более не увидит.
У своего дяди Иаков провел четырнадцать лет, служа за двух своих жен - Лию и Рахиль. Причем последнюю он любил больше чем первую, и это приводило к семейным конфликтам между женами и в последующее время между детьми. Мало того, что две жены спорили между собой, они всячески пытались переманить мужа на свою сторону. Споры, ревность, скитания - все это не приносило мира. Однажды два старших сына, Симеон и Левий, вырезали весь мужской пол в Сихеме в отместку за изнасилование своей сестры, тем самым добавив множество седых волос в бороду отца.
Лия родила Иакову шесть сыновей, а Рахиль долгое время оставалась бесплодной. Ситуация усугублялась тем, что Лия и Рахиль отдали своих служанок мужу и те также родили детей Иакову. Сложно назвать это идеальной семьей, но нравы того времени позволяли создавать такие ситуации. Мира и гармонии это не прибавляло точно.
Но наконец счастье улыбнулось и Рахиль. Она забеременела и родила Иосифа - любимого сына Иакова.
"Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его,-- и сделал ему разноцветную одежду. (Быт. 37:3)
Вот тут и начинается наша история.
Иосиф - любимый сын отца, зная об этом, купался в заботе и внимании патриарха. Братья ненавидели Иосифа и всячески подчеркивали свое отношение к нему. "И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт 37:4). Отношения усугублялись тем фактом, что Иосиф рассказывал отцу обо всем, что творили его старшие братья. Последней каплей стали сны, в которых Иосиф фигурировал как более высший, чем они и это злило еще больше.
Однажды сыновья Иакова отправились в Сихем пасти скот. Отец, беспокоясь о них (в немалой степени это было связано с местностью откуда им пришлось спасаться бегством в связи с историей с изнасилованием и убийством жителей города), отправил Иосифа проведать своих братьев и принести хоть какие то новости.
Братья, увидев приближающегося любимчика отца, на этот раз решили от него избавиться имитируя гибель Иосифа от лап дикого зверя. Сорвав с него разноцветную одежду, измазав ее в крови козленка, они не стали убивать его, а продали в Египет в рабство.
Отец, увидев кровавые рваные останки одежды, не находил покоя и многие дни оплакивал своего любимого сына.
Иосиф тем временем оказался в доме царедворца Потифара - высокопоставленного чиновника и, не смотря на свой юный возраст (18 лет), быстро завоевал расположение хозяина и стал управляющим во всем его доме. "И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. (Быт. 39:4).
Жена Потифара обратила внимание на юного слугу. "Иосиф же был красив станом и красив лицем. (Быт. 39:6) Лелея похотливые мысли и желания, она решила соблазнить юного раба, тем более по ее мнению это должно было принести ему некие преференции и еще более укрепить положение и авторитет среди других слуг.
"И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною". (Быт 39:7)
Неожиданно для себя она получила отказ и довольно странную мотивацию, тем более звучащую из уст простого по ее мнению раба: "Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт. 39:8-9)
Услышать такое из уст раба да еще продиктованное верностью Богу, для жены Потифара было выше ее разумения и сформировавшихся устоев. Тем не менее она не оставляла попыток добиться своего и приставала к Иосифу практически каждый день... "она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею. (Быт 39:10)
Мотивы молодого человека заслуживают уважения и восхищения. Это не эгоистичное нежелание попасться, не страх перед господином, а верность Богу своего отца. Несмотря на свой юный возраст, Иосиф понимал, что сделав такое, он нанесет непоправимый урон Богу и только Ему. Отказывая жене господина, он шел на риск оказаться в немилости и это однажды произошло.
"Случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною. но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя". (Быт 39:11-20)
Гнев отвергнутой женщины привел Иосифа в темницу из которой, спустя два года, он выйдет победителем. Фараон Египта поставит его над всей землей и вторым лицом в государстве, но это уже совсем другая история.