АТ-1 (артиллерийский танк 1) — специальный танк 1930-х годов, который в 40-х уже отнесли бы к противотанковым сау. Создание этого арт-танка началось на кировском заводе в 1934-ом году на базе недавно созданного легкого танка Т-26.
Артиллерийский танк АТ-1 был спроектирован как специальное «танковое орудие» группой конструкторов под руководством П. Сячентова . АТ-1 был оснащен мощнейшей на то время 76,2 мм пушкой ПС-3. К весне 1935-го года было собрано 2 прототипа этой машины.
Конструкция АТ-1
АТ-1 была закрытой самоходной установкой. Вооружение танка составляли 76,2 мм пушка и 7,62 мм пулемет ДТ в рубке. Внутри танка также имелся еще один подобный пулемет для самообороны экипажа через щели в бортах и корме. Экипаж составлял 3 человека — механик-водитель, заряжающий и артиллерист. Посадка и вылазка членов экипажа производилась через люки в крыше рубки
76,2 мм пушка ПС-3 могла послать бронебойный снаряд со скоростью 520 м/с. Для прицеливания использовались телескопический и панорамный прицелы. Боекомплект состоял из 40 снарядов и 1827-ми патронов калибра 7,62 мм.
Бронирование арт-танка АТ-1 состояло из катанных бронелистов по 15, 8 и 6 мм, соединенных с помощью заклепок. Верхняя половина бортов была сделана откидной, для быстрого «ручного» избавления от загазованности корпуса.
Двигатель, ходовая и трансмиссия были абсолютно идентичны танку Т-26, т.к. АТ-1 был построен на базе Т-26 без изменения нижней части корпуса.С помощью топливных баков на 182 литра АТ-1 мог без дозаправки пройти до 140 км по шоссе.
Так что же с ним стало?
Первый прототип АТ-1 предстал перед испытательной комиссией в апреле 1935-го года. По маневренности АТ-1 не отличился от танка Т-26. Экипажем танка была достигнута скорострельность в 12-15 выстрелов в минуту. При этом фугасным снарядом при стрельбе по наилучшей траектории была достигнута дальность в 10,5 км.
Стрельбы дали хорошие результаты, правда было несколько перебоев в работе автоматической стрельбы. Также испытатели отменили неудобное расположение поворотного механизма и кладки снарядов.
Второй прототип АТ-1 решили оснастить новым 76,2-мм орудием Л-7 (прям как английский будущий собрат) схожей баллистики. Но комиссия вновь вынесла неудовлетворительный вердикт по тем же причинам.
Автобронетанковое управление за неимением лучшего решило дать «зеленый свет» арт-танку, выпустив распоряжение на производство 10 таких машин с пушкой ПС-3 и модернизированной ходовой. Пушки должны были отлить в Кирове, а сами пт-сау собрать на Ижорском заводе. Но из-за загруженности производства танков Т-26 даже этот небольшой заказ выполнен не был..
В 1937-ом году в связи с «большой чисткой» врагов народа руководитель проекта Сячентов был репрессирован «известным образом» как враг народа.. Естественно почти все его проекты прекратили свое существование, хотя к тому времени уже было готово уже 8 корпусов будущих АТ-1
АТ-1 даже смог проявить себя в бою через в начале 1940-го года во время боев с Финнами. К тому же на базе АТ-1 решили создать «санитарный танк», и эту идею даже одобрили, но из-за скорого конца зимней войны танк не спел. Собранный санитарный АТ-1 послали в Приволжский округ, после чего данные о судьбе этого танка теряются.
По итогу можно сказать что АТ-1 был первой САУ Советского Союза (исходя из конструкции,можно сказать и вполне себе противотанковой). Очень немногие столь миниатюрные и легкие танки носили на себе 76,2 мм орудие в то время.
Характеристики АТ-1:
- Масса — 9,6 тонн
- экипаж — 3 человека
- размеры — 4,62 м (длина) * 2,45 м (ширина) * 2,03 м (высота)
- вооружение — 76,2 мм пушка ПС-3 и 7,62 мм пулемет ДТ в рубке, а также 7,62 мм пулемет ДТ в корпусе для самозащиты экипажа
- УВН орудия — от -5-ти до +45-ти градусов
- УГН орудия — 40 градусов
- бронирование — 15 мм во лбу и бортах корпуса и рубки, 6 мм в корме и днище, 10 мм в крыше корпуса и рубки
- максимальная скорость — 30 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности)
- удельная мощность — 9,3 л.с. на тонну (90-сильный карбюраторный двигатель)
- подвеска — сблокированная по 4 на листовых рессорах
- запас хода — 140 км (по шоссе), 110 км (по пересеченной местности)
А что вы думаете про АТ-1? Стоило ли его производить вместо части Т-26? — или к 1941-му году и Т-26 и АТ-1 были бы равносильно бесполезны? Пишите в комментариях ↓