Найти тему
ТЕАТР КУКОЛ

"А ТЫ ДУМАЛ, ЗДЕСЬ СТАЛИНГРАД"?

Чечня. (Фото из открытых источников). Дух захватывает, любил перед подъёмом часа за полчаса встать, выйти из палатки и сидеть смотреть окрест. Красивее, по-моему, только Сибирь и то, может быть потому, что - Родина моя. В общем, на Кавказе и в Чечне, не воевать надо, не убивать, а дружить, любить, рожать, радоваться и быть счастливым.
Чечня. (Фото из открытых источников). Дух захватывает, любил перед подъёмом часа за полчаса встать, выйти из палатки и сидеть смотреть окрест. Красивее, по-моему, только Сибирь и то, может быть потому, что - Родина моя. В общем, на Кавказе и в Чечне, не воевать надо, не убивать, а дружить, любить, рожать, радоваться и быть счастливым.

Всем привет, уважаемые подписчики и читатели моего канала. Сегодня предлагаю тему о кино по тем событиям, которые меня волнуют, как их непосредственного участника. Чеченская война. Сразу прошу прощения, что для названия статьи "украл" цитату из фильма об Афганской войне, а не о Чеченской, как заявлено мной, а именно прапорщика Погребняка в исполнении Фёдора Бондарчука, в его же работе "9 рота", но других слов, отражающих всю действительность происходившего на рубеже 20 и 21 столетий в Чеченской Республике, я просто не нашёл.

Чеченская война. (Фото из открытых источников). В кинематографе эту войну зачастую выставляют, как Великую Отечественную и только по одному сюжету - бой 6-ой роты псковских десантников у высоты 776, хотя были и ещё боестолкновения, меньше по масштабам, но не менее драматичные, хоть тех же Бердских ГРУшников взять или Тихоокеанских морпехов, ан нет, будем снимать про псковских десантников, причём откровенную лажу.
Чеченская война. (Фото из открытых источников). В кинематографе эту войну зачастую выставляют, как Великую Отечественную и только по одному сюжету - бой 6-ой роты псковских десантников у высоты 776, хотя были и ещё боестолкновения, меньше по масштабам, но не менее драматичные, хоть тех же Бердских ГРУшников взять или Тихоокеанских морпехов, ан нет, будем снимать про псковских десантников, причём откровенную лажу.
Великая Отечественная война. (Фото из открытых источников). Боль всего нашего народа в отличие от чеченской войны, и про неё хороших фильмов уже не снимут, ибо почти нет тех, кто ее застал, но про Чеченскую-то можно ещё снять, мы-то ещё есть, нас-то много. Ан нет. Режиссёры и сценаристы даже понять не способны, что это совершенно две разные войны, обе, несомненно важные в истории нашей Родины, но разные, с разными целями и задачами, а, значит, и ходом, и внутренним содержимым. Но нет, наши режиссёры и в Чечне целые полки поднимают в атаку "За Родину! за Путина"!
Великая Отечественная война. (Фото из открытых источников). Боль всего нашего народа в отличие от чеченской войны, и про неё хороших фильмов уже не снимут, ибо почти нет тех, кто ее застал, но про Чеченскую-то можно ещё снять, мы-то ещё есть, нас-то много. Ан нет. Режиссёры и сценаристы даже понять не способны, что это совершенно две разные войны, обе, несомненно важные в истории нашей Родины, но разные, с разными целями и задачами, а, значит, и ходом, и внутренним содержимым. Но нет, наши режиссёры и в Чечне целые полки поднимают в атаку "За Родину! за Путина"!

Да, Чеченская война, как и Афганская - была самой настоящей войной, гибли военные, гибли гражданские, рушились семьи, ломались судьбы, словами всего не передать, это нужно прочувствовать, увидеть и потом, спустя 20 лет, осмыслить. Но война та шла совсем не в том формате, как её представляют некоторые любители порассуждать на эту тему, не понимая при этом, о чём они говорят. Большинство судит о той драме нашей страны, как о Второй Мировой войне или на крайняк, как о Великой Отечественной: сплошной фронт, ежедневные боевые столкновения огромных масс людей, артобстрелы, авиабомбежки, танковые сражения, все чеченцы до единого - враги нам, а все русские, без исключения, враги чеченцам. В общем, в некоторой степени, похоже даже на расовую теорию, хотя, уверяю, я знал чеченцев, которым мы не враги и воевать с нами они не желали и не желают. Нам, вообще, чеченцы не враги, и мы им тоже, а противник наш один - бандиты, среди которых кого только нет. И воевали мы не с чеченцами и не за Чечню, а с бандитами за покой на наших южных рубежах. И далеко не каждый военнослужащий, бывший на Чеченской войне, участвовал именно в бою.

Но, всё равно, многие представляют Чеченскую войну, как ежедневные массовые боевые действия, где в атаку идут сразу целые полки с криками "Ура! За Путина"!, что в корне не верно. Так не было. Потому что боевые действия не были целью этой войны, никто не собирался идти "до Берлина" и требовать безоговорочной капитуляции армии противника и репараций побеждённого иноземного государства. Цель была иная - выгнать бандитов или усмирить их. Наших бандитов, учившихся в наших, советских школах, воспитывавшихся на общей с нами, советской, идеологии. Необходимо было достичь покоя на границах России, а для этого лишний выстрел только во вред. Договариваться нужно было. И ведь мы все своего добились.

Кадр из фильма "Марш-бросок", 2003 год, режиссёр Николай Стамбула. (Фото из открытых источников). Сплошной пафос. Все в касках гоняют, но главный герой в берете. Те кто снимал эту лажу, они хоть знали, что во время боевых действий даже знаков различий и кокард не носили? Снайпера бандформирований чётко работали.
Кадр из фильма "Марш-бросок", 2003 год, режиссёр Николай Стамбула. (Фото из открытых источников). Сплошной пафос. Все в касках гоняют, но главный герой в берете. Те кто снимал эту лажу, они хоть знали, что во время боевых действий даже знаков различий и кокард не носили? Снайпера бандформирований чётко работали.
Ещё один кадр из фильма "Марш-бросок". (Фото из открытых источников). Игра актеров на "высшем уровне". У неё брата в цинке привезли, гибель которого этот бравый солдат видел. Но искреннего горя ни у той, ни у другого не вижу. Лично мне показалось, что они не о гибели близкого им человека думают за поминальным столом, а о похоти. Кстати сказать, ни одного из этих актеров в кино больше не видел. Впрочем, может, не те фильмы смотрю. Хотя нет, бравого десантника видел в "Баязете", там хорошо сыграл, но, скорее всего, потому что фильм поставлен по книге, и на этом с ним, как с актером, пожалуй, всё.
Ещё один кадр из фильма "Марш-бросок". (Фото из открытых источников). Игра актеров на "высшем уровне". У неё брата в цинке привезли, гибель которого этот бравый солдат видел. Но искреннего горя ни у той, ни у другого не вижу. Лично мне показалось, что они не о гибели близкого им человека думают за поминальным столом, а о похоти. Кстати сказать, ни одного из этих актеров в кино больше не видел. Впрочем, может, не те фильмы смотрю. Хотя нет, бравого десантника видел в "Баязете", там хорошо сыграл, но, скорее всего, потому что фильм поставлен по книге, и на этом с ним, как с актером, пожалуй, всё.

Именно поэтому не считаю правдивыми фильмами о Чеченской войне такие, как "Прорыв" и "Грозовые ворота", ибо оба рассказывают нам так или иначе, о Подвиге псковских десантников, но сюжет обоих фильмов уже украден с другого, который, как раз, считаю наиболее удачным и правдивым, потому что снят по книге, и о котором чуть позже. Да, авторы "Прорыва" и "Грозовых ворот" писали, что сюжеты свои задумали гораздо раньше, произошедшего боя у высоты 776, но в эти их убеждения как-то не верится, зато через их фильмы напрашивается вывод, что чуть ли не каждый день в Чечне в 2000-ом году гибло по роте, а то и целому батальону десантников и пехотинцев, чего в реальности не было. Более того, сколько пафоса в "Прорыве", что просто плюёшься. Быт, жизнь, отношения солдат, выполняющих служебно-боевые задачи, их внутреннее состояние, зачем они на этой войне, за что сама война, не показаны совсем и лишь сплошной набор штампов. Тоже самое могу сказать и о фильме "Марш-бросок". Вот не о войне кино, не драма, а кино об игре в войнушку. В фильмах не передана вся грязь войны, а есть только трах-бах.

Кадр из фильма "Прорыв", 2006 год, режиссёр В. Лукин. ( Фото из открытых источников). Вот почему мне их не жалко?
Кадр из фильма "Прорыв", 2006 год, режиссёр В. Лукин. ( Фото из открытых источников). Вот почему мне их не жалко?
Кадр из фильма "Грозовые ворота", 2006 год, режиссёр А. Малюков. (Фото из открытых источников). "Побольше крови, побольше слез. а по спине бежит мороз" - слова из песни группы "Голубые береты". И ведь так и есть, у одного из бойцов даже автомат в левой руке, сразу ясно, в последнюю атаку пошёл.
Кадр из фильма "Грозовые ворота", 2006 год, режиссёр А. Малюков. (Фото из открытых источников). "Побольше крови, побольше слез. а по спине бежит мороз" - слова из песни группы "Голубые береты". И ведь так и есть, у одного из бойцов даже автомат в левой руке, сразу ясно, в последнюю атаку пошёл.
Кадр из фильма "Грозовые ворота". (Фото из открытых источников). Даниил Страхов - единственный в этом фильме, кому я поверил, но у него роль эпизодическая. Увы. А ведь фильм по книге снят и режиссёр именитый, много отличных фильмов сработал, любимых мною. Но вот про чеченскую войну у него не получилось.
Кадр из фильма "Грозовые ворота". (Фото из открытых источников). Даниил Страхов - единственный в этом фильме, кому я поверил, но у него роль эпизодическая. Увы. А ведь фильм по книге снят и режиссёр именитый, много отличных фильмов сработал, любимых мною. Но вот про чеченскую войну у него не получилось.

Я понимаю, что зрителю подавай экшен, но как-то же умудрялись передать всю неприемлимую суть войны и в тоже время показать действие авторы фильмов о Великой Отечественной войне, таких, как "Они сражались за Родину", над которым дед мой, ветеран Великой Отечественной, плакал, потому что это кино было и о нём в том числе, а бабушка так и вовсе стонала: "Хлеба горят. Боже мой, хлеба горят, что же наделали-то фашисты проклятые".

Кадр из фильма "Они сражались за Родину", 1975 год, режиссёр С. Бондарчук. (Фото из открытых источников). Вот объясните мне, почему их-то жалко, почему им верю? Сколько смотришь. столько и веришь, и ведь в каждом кадре веришь, а не от случая к случаю. После такого кино войны больше не хочется, врагов больше не ищешь.
Кадр из фильма "Они сражались за Родину", 1975 год, режиссёр С. Бондарчук. (Фото из открытых источников). Вот объясните мне, почему их-то жалко, почему им верю? Сколько смотришь. столько и веришь, и ведь в каждом кадре веришь, а не от случая к случаю. После такого кино войны больше не хочется, врагов больше не ищешь.

А вот я, участник второй чеченской кампании смотрю "Прорыв", "Грозовые ворота", "Марш-бросок", "Война", и мне нисколько не хочется сопереживать героям, мне не хочется плакать и стонать, мне вообще, ничего не хочется. Я эти фильмы могу спокойно смотреть под пивко и вести дружескую непринуждённую беседу с собутыльником. Я фильму "9 рота" сопереживал больше, хотя это кино не о моей войне, но солдат, он на любой войне - солдат, и сюжет фильма Фёдора Бондарчука при всём его искажении истинного подвига 9 роты 345 гвардейского полка ВДВ, мне понятен и близок. Во всяком случае, учебка - один в один, как у меня была, чуть ли ни слово в слово. А вот вышеперечисленные фильмы о Чеченской войне во мне не вызывают ничего от слова "совсем".

Кадр их фильма "9 рота", 2005 год, режиссёр Ф. Бондарчук. (Фото из открытых источников). Также вот прапор, только в ростовских степях, поднимал после отбоя, часов в 11 и гонял часов до 3 ночи, бежал с нами и приговаривал: "не скулите, девочки, вам всем на войну ехать". А в 6 утра уже подъем и опять тренировки - тренировки - тренировки. В общем, фильму Федора Бондарчука об Афганской войне, верю, а фильмам его коллег о Чеченской - нет.
Кадр их фильма "9 рота", 2005 год, режиссёр Ф. Бондарчук. (Фото из открытых источников). Также вот прапор, только в ростовских степях, поднимал после отбоя, часов в 11 и гонял часов до 3 ночи, бежал с нами и приговаривал: "не скулите, девочки, вам всем на войну ехать". А в 6 утра уже подъем и опять тренировки - тренировки - тренировки. В общем, фильму Федора Бондарчука об Афганской войне, верю, а фильмам его коллег о Чеченской - нет.

Но, всё-таки, есть несколько фильмов о Чеченской войне, отражающих всю суть происходившего в те годы на Северном Кавказе, которые крайне рекомендую к просмотру:

1. "Пленный", 2008 год, режиссёр А. Учитель;

Кадр из фильма "Пленный". Смотрел, затаив дыхание, чуть кулак свой не сожрал от напряжения, и ловил себя на мысли, что я опять там, среди своих ребят, на спецопрерации. Всё настолько натурально.
Кадр из фильма "Пленный". Смотрел, затаив дыхание, чуть кулак свой не сожрал от напряжения, и ловил себя на мысли, что я опять там, среди своих ребят, на спецопрерации. Всё настолько натурально.

2. "Мёртвое поле", 2006 год, режиссёр А. Аравин;

Кадр из фильма "Мёртвое поле". И уставший от войны прапор, Человек - Война, настоящий, и лейтенант - энтузиаст, которому подвигов подавай, тоже настоящий, и солдаты, которым всё по фиг, главное, что день за два, и домой скоро, и чтобы покормить да курево выдать не забыли, тоже настоящие. Хотя, я-то знаю, что это всё актеры, хорошие актеры, ролей на их счету десятки, и они, по-моему, даже в армии не служили, но как отыграли. И выстрел за весь фильм один, но какой! Вся ужасающая суть того, что война это неправильно, в этом единственном выстреле. Я чуть не плакал. когда кино кончилось, как мой дед над "Они сражались за Родину".
Кадр из фильма "Мёртвое поле". И уставший от войны прапор, Человек - Война, настоящий, и лейтенант - энтузиаст, которому подвигов подавай, тоже настоящий, и солдаты, которым всё по фиг, главное, что день за два, и домой скоро, и чтобы покормить да курево выдать не забыли, тоже настоящие. Хотя, я-то знаю, что это всё актеры, хорошие актеры, ролей на их счету десятки, и они, по-моему, даже в армии не служили, но как отыграли. И выстрел за весь фильм один, но какой! Вся ужасающая суть того, что война это неправильно, в этом единственном выстреле. Я чуть не плакал. когда кино кончилось, как мой дед над "Они сражались за Родину".

3. "Блокпост", 1998 год, режиссёр А. Рогожкин

Кадр из фильма "Блокпост". (Фото из открытого источника). Да, мы именно так и стояли на блоках ТАМ, глазели по сторонам, чтобы не дай Бог не прилетело откуда, и болтали обо всём на свете, ждали конца смены. чтобы пожрать, умыться и поспать. День прошёл и черт с ним, завтра - следующий, чёрт возьми. Солдат спит, служба идет, так и дембель придет, не заметишь. И местные к нам частенько шастали и вовсе не за тем, чтобы нас сразу убить или похитить, хотя и за этим тоже, но чаще, просто, языками потрепаться, как у них, и как у нас, и зачем, вообще, нам всем всё это надо, чего делим-то?
Кадр из фильма "Блокпост". (Фото из открытого источника). Да, мы именно так и стояли на блоках ТАМ, глазели по сторонам, чтобы не дай Бог не прилетело откуда, и болтали обо всём на свете, ждали конца смены. чтобы пожрать, умыться и поспать. День прошёл и черт с ним, завтра - следующий, чёрт возьми. Солдат спит, служба идет, так и дембель придет, не заметишь. И местные к нам частенько шастали и вовсе не за тем, чтобы нас сразу убить или похитить, хотя и за этим тоже, но чаще, просто, языками потрепаться, как у них, и как у нас, и зачем, вообще, нам всем всё это надо, чего делим-то?

4. "Честь имею", 2004 год, режиссёр В. Бутурлин.

Кадр из фильма "Честь имею", снят по книге А. Константинова "Рота". (Фото из открытого источника). Да, да, да, война - это в первую очередь грязь, вши, холод, голод, и подвиг солдата, прежде всего, в преодолении именно этого, вытерпеть и не заскулить. Единственный правдивый фильм о крупном боестолкновении во время Второй Чеченской войны.  Всё остальное, по-моему, бессовестный плагиат на эту тему,  В общем, "Честь имею" смотреть, а "Прорыв" и "Грозовые ворота" - нет и, вообще, если бы не эти два последних кинца, я бы фильму "Честь имею" отдал бы первое место в своём рейтинге.
Кадр из фильма "Честь имею", снят по книге А. Константинова "Рота". (Фото из открытого источника). Да, да, да, война - это в первую очередь грязь, вши, холод, голод, и подвиг солдата, прежде всего, в преодолении именно этого, вытерпеть и не заскулить. Единственный правдивый фильм о крупном боестолкновении во время Второй Чеченской войны. Всё остальное, по-моему, бессовестный плагиат на эту тему, В общем, "Честь имею" смотреть, а "Прорыв" и "Грозовые ворота" - нет и, вообще, если бы не эти два последних кинца, я бы фильму "Честь имею" отдал бы первое место в своём рейтинге.

В общем, всего четыре фильма получилось, но их можно пересматривать бесконечно, чтобы понять, что же это такое было, чеченская война в истории нашей страны и зачем и надо ли нам это опять. По мне так не надо. Но почитаешь в интернете, и, ой, мама, кому-то надо, кому-то неймётся всё, мало воевал. Если, вообще, воевал, а то, может, просто "Марш-бросок" пересмотрел.

Все остальные фильмы о чеченской войне, а их, насколько мне известно, около 30 всего, не про саму войну, как таковую, а про её последствия в той или иной форме. Например "Живой" или "Кавказская рулетка". Тоже замечательные фильмы, рекомендую.

Кадр из фильма "Живой", 2006 год, режиссёр А. Велидинский. (Фото из открытого источника). Помню его рабочее название "Какими мы не будем никогда". И ведь, действительно, никогда...
Кадр из фильма "Живой", 2006 год, режиссёр А. Велидинский. (Фото из открытого источника). Помню его рабочее название "Какими мы не будем никогда". И ведь, действительно, никогда...
Кадр из фильма "Кавказская рулетка", 2002 год, режиссёр Ф. Попов. (Фото из открытого источника).
Кадр из фильма "Кавказская рулетка", 2002 год, режиссёр Ф. Попов. (Фото из открытого источника).

В большинстве же случаев, фильмы такие, как "Прорыв" или "Грозовые ворота", то есть те, что не берут за душу, а если и берут, то лишь домохозяек, потому что сняты по принципу: "Побольше крови, побольше слёз, а по спине бежит мороз", как поёт группа "Голубые береты", а уж они-то знают, о чём поют, и, думаю. знают, какое кино врёт о войне, а какое всё, как взаправду.

Есть и третья категория фильмов, но это экшены, боевики, которые можно смотреть, однако они не передают сути чеченской войны, а лишь ужас смерти на войне, и то не всегда: "Чистилище", "Спецназ", "Мужская работа" и другие.

Кадр из фильма "Спецназ", 2002 год, режиссёр А. Малюков. (Фото из открытых источников). Хороший, в целом. фильм, но он не учит не любить войну, не учит, делать всё возможное, чтобы избежать её. А, скорее, даже наоборот, война - это круто.
Кадр из фильма "Спецназ", 2002 год, режиссёр А. Малюков. (Фото из открытых источников). Хороший, в целом. фильм, но он не учит не любить войну, не учит, делать всё возможное, чтобы избежать её. А, скорее, даже наоборот, война - это круто.
Кадр из фильма "Мужская работа", 2001 год. режиссёр Т. Киосаян. (Фото из открытых источников). Тоже самое, что и "Спецназ". Хорошее кино, но драматизма ноль, на один раз и под пиво, а как допьешь, так и с чеченцами тянет повоевать. да не только с ними, можно и с американцами. В общем, такое кино о войне снимать не надо, - оно, пускай косвенно, но может к новой войне привести.
Кадр из фильма "Мужская работа", 2001 год. режиссёр Т. Киосаян. (Фото из открытых источников). Тоже самое, что и "Спецназ". Хорошее кино, но драматизма ноль, на один раз и под пиво, а как допьешь, так и с чеченцами тянет повоевать. да не только с ними, можно и с американцами. В общем, такое кино о войне снимать не надо, - оно, пускай косвенно, но может к новой войне привести.

Это не драма, и некоторые из них заставляют просыпаться в тебе ненависть к давно забытому и прощённому врагу, и после таких фильмов ты не перестаешь хотеть войны. Даже не так. Войны, может, и не хочешь, но, если она вдруг случится, то ничего страшного, пойдём и повоюем опять, нам не привыкать, мы - парни крутые и: "Закатаем рукава и всю Чечню мы..... на дрова". А такое желание опасно. Войны могут хотеть юнцы, им нужно проявлять себя, доказать Миру, что они - мужчины, а без экстримальной ситуации, наибольшей из которых является война, это сложно. Но войны не должны хотеть тридцатилетние мужчины, которые обязаны сохранить всё, что уже создали и приобрели: дом, семью, друзей. Нет, это вовсе не значит, что мы все в случае, не дай Бог, новой войны, должны сразу сдаться на милость врагу. Нет! Сражаться надо будет за свои дома, семьи. Но сейчас войны нет, а интернет пестрит провокациями ненависти между русскими и чеченцами, и с обеих сторон, нам постоянно напоминают старые обиды, и мы готовы вновь схватится друг с другом в смертельной схватке, перечеркнув тот покой на своих южных границах, который, наконец-то, имеем. А оно нам надо? Думаю, нет. Однако фильмов о Чеченской войне, которые говорят тоже самое, к сожалению, крайне мало, а всё больше какие-то боевики, которые только подогревают нашу кровь. И мне этого искренне жаль, потому что кино о войне должно втолковывать нам всем, что война это неправильно, не надо нам войны, но, увы, таких фильмов, как я уже сказал, очень мало. Война она начинается в наших с Вами мозгах, в зависимости от того, чем мы свои мозги напичкали, в том числе, какими фильмами. И в заключение своего опуса хочу спросить словами старого казака Коршунова из величайшего романа Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон": "Замиряться-то скоро будете"?

Кадр из сериала "Тихий Дон", 2015 год, режиссёр С. Урсуляк. (Фото из открытых источников). Старый казак Коршунов: "Замиряться-то скоро будете"?
Кадр из сериала "Тихий Дон", 2015 год, режиссёр С. Урсуляк. (Фото из открытых источников). Старый казак Коршунов: "Замиряться-то скоро будете"?

Мир нашим домам, Люди.

Послесловие: в настоящее время работаю над повестью "День за два или записки солдата Чеченской войны", которую планирую закончить к Новому году, а пока приглашаю всех желающих и интересующихся моим творчеством на литрес, где опубликован мой первый роман "Принцип бумеранга", за честные, объективные отзывы к которому буду признателен. https://www.litres.ru/artem-leonovich-chepkasov/princip-bumeranga/ С Уважением, А. Чепкасов.

-20