Найти тему
Культурная Карта

Иронический детектив в театре кукол на Пестовском переулке

«Какое счастье ― видеть зрителей в зрительном зале,» ― признался директор Московского областного театра кукол Олег Лабозин, увидев маленький зал для маленьких зрителей почти полным. На пресс-показ премьеры 88 сезона ― спектакль «Дело лорда Гольмика» ― пришли журналисты, фотографы, блогеры, министерские люди и даже друзья из Санкт-Петербурга. Был дождливый будний день. Зонтики остались в гардеробе, но маски были на лицах, и температура каждого зрителя не превышала 37 градусов. Требования СанПиНа были соблюдены.

Фото Галины Фисенко
Фото Галины Фисенко

Этот театр на Пестовском переулке получил право на первую постановку спектакля по мотивам пьесы Михаила Бартенева «Причуды лорда Гольмика». Автор ― уникальный человек, известный в театральных кругах поэт, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств России, член Союза театральных деятелей России, а также Союза писателей и… Союза архитекторов, т.к. по образованию Михаил Михайлович ― архитектор. А ещё, как рассказали нам на пресс-конференции после спектакля, М.М. Бартенев ― руководитель драматургической мастерской IV Творческой лаборатории «Маленькая драма», которую Московский областной театр кукол планирует провести весной следующего года в рамках Х Фестиваля «Театр кукол ― без границ».

-2

Премьера спектакля «Дело лорда Гольмика» должна была состояться в Международный День театра — 27 марта 2020 года. Но все помнят, что произошло. В марте театр только успел показать спектакль журналистам и… всё. Второй пресс-показ состоялся 13 августа, а вот зрители увидят его в сентябре.

Пьеса «Причуды лорда Гольмика» — это иронический детектив для взрослых, в котором поднимаются сложные и важные вопросы доверия, дружбы, порядочности. А режиссёр Иван Пачин добавляет в спектакль размышления о сущности театра, драматической игры актёров, традиционности и новаторства в театральной среде, и на программке появляется возрастное ограничение… 12+. Неожиданно. Об этом много говорили создатели спектакля и журналисты, примеряя увиденное содержание на предполагаемых юных зрителей. Поймут или не поймут? Что поймут? Будут ли думать о спектакле, выйдя из театра? Кстати, пьеса написана специально для театра кукол. И это бесспорно. Остальное покажет практика. Главное, чтобы спектакль дошёл до зрителя. Или наоборот.

Фото Галины Фисенко
Фото Галины Фисенко

Сошлись в другом. Спектакль обязательно нужно показывать не только в Москве, но и на других сценах, на фестивалях. Готовность выступать там, где будут соответствующие условия, порадовала журналистов. А заявка на «Золотую Маску» вселила надежду, что спектакль, возможно, будет отснят на видео, и его точно увидят миллионы.

Что тут смотреть? О, это настоящий дух старой Англии! Там, где есть «сэр», «мэм» и «время пить вечерний чай». Там, где в дождь остаются ночевать и для каждого находится отдельная комната. Там, куда многим хочется попасть… хотя бы в кино, можно в спектакле, даже в таком, где буквально на первых минутах атмосфера пропитывает тебя насквозь, и ты уже не обращаешь внимания на то, что смотришь на куклу, что дворецкого играет заслуженная артистка России, да и у лорда Гольмика тоже женские руки… это не важно, т.к. вашим вниманием владеет драматизм! Это настоящий драматический спектакль, где актёры играют, переживают, вовлекают, умирают и… наконец, радуются, что все живы.

Серьёзная музыкальная картина спектакля от композитора Андрея Заноги вполне может существовать отдельно от постановки. Но вместе ― это настоящая Англия, настоящий детектив в духе Шерлока Холмса, настоящая история, которую не рассказал ещё ни один писатель. Любопытно, что сценарист разрешил делать с текстом пьесы всё, что режиссёру будет угодно. А режиссёр Иван Пачин, в свою очередь, дал артистам такую установку ― привнести в спектакль то, что должен привнести каждый герой этой запутанной истории. И артисты искали, придумывали слова, подбирали выражения, пробовали встроить их в общий разговор на сцене и… нашли, нет, обрели надежду. Получилось то, что получилось, и, кажется, это уже начинает нравиться и режиссёру, и самим артистам.

― Придётся поблагодарить ту ситуацию, которая происходит в мире, потому что она дала возможность доработать спектакль, ― признался Иван Пачин. ― Я трижды подходил к этой работе. Спасибо Михаилу Михайловичу за то, что позволил убрать те буквы, которые нам мешали, и добавить свои, которые мы считаем нужными.

Это не прямой детектив, это детектив, в который мы играем. Я бы хотел, чтобы работа развивалась, обрастала «жиром», «мясом», была подвижной. Чтобы в следующий раз, когда мне доведётся её посмотреть, она была для меня откровением. Игра в детектив здесь важнее, чем фабула. Мы её запутываем, чтобы нам интереснее было играть, ― интригует режиссёр.

«Случайностей не бывает, мэм. Всё на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда,» ― говорит дворецкий в конце спектакля. «Это Ваши слова?» «Нет, мэм, это сказал Вольтер.»

Это и есть часть игры. Это часть плана. Часть нового проекта, премьера которого состоится 11 сентября 2020 г.

Анжелика ЛУКИНА, фото Галины ФИСЕНКО