Найти тему
Камилла Нигматуллина

Условно-очное обучение

Рекомендации Роспотребнадзора для вузов пока не превратились в точные инструкции в самих учебных заведениях, однако похоже, что образовательный процесс будет комбинированным – частично в аудиториях, частично дистанционно. Совершенно точно дистанционным он окажется для иностранцев, которые не смогут въехать в Россию, и, согласно рекомендациям, для вечернего и заочного учеба тоже будет, скорее, удаленной.

перспективы пока пугают своей непонятностью
перспективы пока пугают своей непонятностью

Из-за достаточно жестких требований по дезинфекции и смене масок каждые три часа вузам действительно будет проще перевести часть учебного процесса в онлайн, чем обеспечивать безопасность. Нужно и расписание составить так, чтобы учебные группы пересекались минимально, еще и преподавателей 65+ и хроников не пустят в аудитории. Хорошо, если они продолжат работать дистанционно, а что, если их нагрузку придется на себя взять молодым и здоровым?

Разумным решением будет комбинирование форм обучения – потоковые лекции дистанционно, а групповые занятия – в аудиториях на безопасном расстоянии. Возможно, что частично эта форма приживется и в «мирном» будущем, чтобы в личной коммуникации шло только обсуждение и отработка материала, освоенного самостоятельно.

Трудности останутся для представителей творческих специальностей и тех занятий, где задействованы лаборатории и сложное оборудование. В непростой ситуации остается и физкультура, которую рекомендовано максимально проводить на улице. Для южных регионов это релевантно, а в некоторых субъектах и сентябрь – почти зима. Остается «старая добрая» видеозапись выполненных упражнений.

Что меня радует в этих рекомендациях, так это запрет на допуск к занятиям людей с температурой, насморком и кашлем. Каждый год на первой лекции я почти умоляю студентов не приходить в состоянии болезни, и каждый год вижу сопли и слезы прямо на первых партах. Да и коллеги тоже «радуют», выполняя рабочие подвиги под воздействием ангины и других хворей. Теперь таких несознательных будут немедленно изолировать до приезда скорой помощи.

По возможности каждой группе студентов должны выделить аудиторию, в которой они будут заниматься постоянно. Похоже на систему школьных классов, однако на практике это будет сложно из-за того, что на одних занятиях требуются, например, компьютерные классы, а на других – лингафонные. Так или иначе брожения по узким коридорам полностью устранить не получится, поскольку не все учреждения могут похвастаться просторными помещениями.

Добавит ли такая форма учебы радости студентам, которые истосковались по очному обучению и считают дистанционное образование неэффективным? Как долго можно вести занятие в маске, если она одноразовая и не вентилируемая? Что делать с предметами, которые должны были вести пожилые преподаватели (и в которых они, например, были узкими специалистами)? Жду новые сложности и претензии с обеих сторон.

Подписывайся на канал, чтобы следить за безопасным образованием